Г.Л.Багиев, А.Н. Асаул
Организация предпринимательской деятельности
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.3. Культура предпринимательства
Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся,
независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой,
которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю
культурную среду и внутреннюю культурную среду.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая
оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение
как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят
политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию,
язык, правоведение, социальный статус (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Состав культурной среды
Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели
учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства.
Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или
иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики
группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему,
степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют
оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.
Технология — это область точных понятий, методов, измерений и знаний.
Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию
об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры,
о том, какова степень урбанизации и развития "промышленных ценностей",
а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал,
возможности проведения научных исследований.
Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются
в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ
этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния
на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных
связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к
тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании
и развитии предпринимательской деятельности.
Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Все
основные религии — буддизм, ислам, христианство и др. — имеют несколько разновидностей
(например, католицизм и протестантство). Своеобразный взгляд на мир и истинные
ценности, как и отправление религиозных обрядов, может стимулировать или препятствовать
стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве. Для
успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать
развитость и роль религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.
Язык является основой, средством всех коммуникаций, в том числе и предпринимательских.
На земном шаре имеется около 100 официальных языков и не менее 3000 самостоятельных
диалектов.
В предпринимательской деятельности, — как на национальных, так и на международных
рынках — требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим,
по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть
страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции.
Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям,
бизнесменам, деловым людям.
Правоведение — знание законов своей страны, которые отражают нормы и
правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности, не должны восприниматься
предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение и знание различных
систем законодательства могут способствовать пониманию традиций бизнеса в различных
странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости обратиться
к органам правовой защиты.
Социальный статус населения, социальные особенности организации общества
и первой его ячейки — семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как
и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать,
представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело
с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной
стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между
высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству.
Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют
установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности
предпринимателя в конкретных социальных условиях.
Культура может рассматриваться как "коллективное программирование мышления"
(Г. Хофстед). В этом смысле особое значение приобретает уровень организационной
культуры, которая представляет собой способность фирмы (личности) эффективно
соединять, интегрировать элементы всего комплекса взаимоувязанных факторов и
процессов в системе предпринимательства.
Организационная культура — это комплексная характеристика
развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа
и формы организации жизни и деятельности людей, уровня их организационных знаний
(ценностей), навыков (традиций), умений, мышления и сознания.
Культура предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника
фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный
предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской
деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других,
воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать
ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным
воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное,
определить будущее предприятия на пять, десять лет вперед.
Важнейшим фактором культуры предпринимателя является его квалификация как менеджера
и как специалиста, которая предполагает знание им философии всей технологии,
экономики и инструментария предпринимательства.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Кулинар мучных изделий
Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов (Выпуск №50 ЕТКС )
Кузнечно-прессовые и термические работы
Культура предпринимательства
Кумысодел (Выпуск №70 ЕТКС)
Купажист
|