И.К. Шевченко
Организация предпринимательской деятельности
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
Глава 6. Культура предпринимательства
6.1. Сущность культуры предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской
деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей.
Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре
дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь,
высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов,
методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими
в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота,
этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного
бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных
граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской
деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов
и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные
преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями
предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников
предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов
предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство
устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих
предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая
(предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию,
а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное
и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность.
Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых
актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что
проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам,
потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами
своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно
ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную
этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры
и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих
в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает
следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами,
с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых
актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не
всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства
означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают
доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые
места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный
менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность
предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель
и его корпоративная культура.
6.2. Культура предпринимательских организаций
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских
организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета
и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.
Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование
можно представить следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
- предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
- организацией предпринимательской деятельности;
- мотивацией собственника фирмы и служащих;
- уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных
работников;
- наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на
рынке;
- созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной
причастности к результатам деятельности фирмы;
- наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
- высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников
и возможностью их обучения;
- достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным
вознаграждением;
- ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров
и услуг;
- хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции
у потребителей;
- высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый
уровень качества товаров и услуг;
- созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
- обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский
успех.
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить
положительный ответ на поставленные вопросы:
- готова ли фирма к риску и нововведениям;
- направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;
- акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения
с потребителями и др.);
- не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
- стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;
- принятие решений в фирме децентрализованно;
- предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
- деятельность подчинена заранее составленным планам;
- работа сопровождается инновационными процессами;
- имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
- сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
- они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
- отношения в фирме неформальны;
- фирма является открытой для высшей системы.
6.3. Предпринимательская этика и этикет
Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного
предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан)
в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения.
Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных
норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная
деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения,
отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.
Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными
актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения
свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является
не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование
правовой культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную
на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская
этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире,
а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи
с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с
такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие,
самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с
другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами
и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление
характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии
предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих,
общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного,
компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному,
некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета)
и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя,
проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед
потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся
к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами,
побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь,
с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения
предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают
особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного
предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.
Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому
на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами
обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
- правила представления и знакомства;
- правила проведения деловых контактов;
- правила поведения на переговорах;
- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- требования к речи;
- культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который
является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя,
регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами,
сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при
осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
Контрольные вопросы
1. Что такое культура предпринимательства?
2. Назовите составные элементы культуры предпринимательства.
3. В чем состоит содержание культуры предпринимательской организации?
4. Что такое предпринимательская этика?
6. Что понимается под деловым этикетом?
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Культура предпринимательства
Кулинар мучных изделий (Выпуск №48 ЕТКС )
Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов
Кумысодел
Купажист (Выпуск №51 ЕТКС )
Купажист пектинового экстракта
|