Г.Л.Багиев, А.Н. Асаул
Организация предпринимательской деятельности
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.2. Внутрифирменное предпринимательство
Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что
используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не
способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан
со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее
соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую
деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и
коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной
деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский
потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего
развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.
В то же время многие традиционные предприятия
[1] недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов
данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом
для ее активизации.
В теоретических исследованиях [2] уделяется внимание не только
предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе,
но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству
[3] . Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих
крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.
Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства
и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается
в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу
или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских
идей:
· выделяются ресурсы – интракапитал
[4] – для их реализации;
· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического
использования.
Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров
и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую
деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Элементы внутреннего предпринимательства – интрапренерства – представлены на
рис. 1.5, а особенности сведены в табл. 1.5.
Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
· активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
· повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
· быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных
и т. п.);
· создание основы для дальнейшего развития производства.
Рис. 1.5. Элементы интрапренерства
Таблица 1.5
Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности
предприятия предпринимательского типа [5]
Стадии жизнедеятельности
|
Взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской
структуры
|
1. Зарождение предпринимательской идеи
|
Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается
им с учетом своего потенциала
|
2. Реализация предпринимательской идеи, создание предпринимательских
хозяйственных структур
|
Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими
свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия -
учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур
|
3. Устойчивая работа, прибыльность
|
Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой
и получает определенные дивиденды
|
4. Затухание
|
Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо
в его ликвидации
|
Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического
развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты
мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению.
Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на
своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка
этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу
с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности
для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят
в малые предприятия.
Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых
технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных
преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих
предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.
Рис. 1.6. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства
На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается
новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно,
если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т.
е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления,
как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора
инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.
На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются
выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения
человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия,
партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства
обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры
на пути его гибкого роста (рис. 1.7).
С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство
реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе,
положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности
полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем
предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие
реализацию его новаторских идей.
Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные
качества (табл. 1.6). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности
интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать
комплекс условий по реализации этих возможностей.
Таблица 1.6
Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства
Интрапренерство
|
Индивидуальное
предпринимательство
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Достоинства
|
Недостатки
|
1. Доступность финансов предприятия - партнера
|
1. Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие
и возникновение предпринимательской идеи
|
1. Полная свобода своих действий
|
1. Недостаток финансовых и прочих ресурсов для реализации предпринимательской
идеи
|
2. Организационно-технологическая помощь при реализации предпринимательской
идеи
|
2. Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми
организацией-учредителем рамками
|
2. Повышенная мотивировка
|
2. Сложности технологические, организационные
|
3. Возможность получения помощи в форс-мажорных обстоятельствах
|
3. Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя
|
3. Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной
задачи
|
3. Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств
|
4. Возможности использования предпринимательской структуры системы продвижения
и сбыта предприятия-учредителя
|
4. Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами
|
—
|
—
|
5. Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д.
|
—
|
—
|
—
|
Итак:
1. Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства,
расширяющих сферу его возможностей.
2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по
достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.
3. В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской
деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников
на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей
предприятия интрапренера.
4. Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия
и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера,
выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
[1] Предприятие, работающее в устойчивом режиме, в
установившихся управленческих и организационно-производственных структурах
и консервативно относящееся ко всем возможным изменениям.
[2] Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. Маркетинг
и интрапренерство в системе предпринимательства. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
[3] Термин «интрапренер» был введен в оборот американским
исследователем Г. Пиншо.
[4] Интракапитал – капитал, необходимый для реализации
идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
[5] Предприятие предпринимательского типа, которое
работает на принципах интрапренерства, т. е. активно идет на реализацию всех
возможных предпринимательских идей.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Внутренняя и внешняя среда предприятия
Внутренний финансовый аудит - ст.270.1 БК РФ
Внутренние установления религиозной организации
Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Вовлечение
несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его
основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
|