Г.Я. Гольдштейн
Зарубежная практика менеджмента
Методическое пособие. Таганрог: ТРТУ, 1997.
ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ
Предлагаемое пособие составлено в основном по материалам
учебника Р.Н.Герчиковой “Менеджмент”(/7/). Ценность учебника состоит в
использовании большого объема материалов по практике менеджмента в зарубежных
фирмах. В тоже время учебник /7/ не учитывает сложившуюся практику управления
на предприятиях России и отечественные документы по менеджменту.
В Таганрогском государственном радиотехническом университете
сложился взаимоувязанный комплекс дисциплин по циклу “Менеджмент” (рис. 1).
Рис. 1. Цикл
дисциплин по теории и практике управления
Структура этого цикла соответствует государственному
образовательному стандарту высшего профессионального образования “Требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению
521500-Менеджмент”, который не в полной мере учитывает учебник /7/.
Дисциплины, входящие в цикл “Менеджмент (рис. 1) и
преподаваемые в рамках специальностей 060800, 061000, 061100, 071900 и других в
ТРТУ, обеспечены в настоящее время единым комплексом учебных пособий:
В связи с изложенным представляется целесообразным
использовать фактический материал /7/ в качестве иллюстративного в первую
очередь на лекционных и семинарских занятиях по курсу “Менеджмент” (конспект
лекций - /9/). Поэтому в настоящем пособии материал изложен в соответствии со
структурой /9/. Перечни литературы, приведенные в конце глав, носят справочный
характер и предназначены для углубленного изучения темы.
Составитель Г. Я.
Гольдштейн.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Сущность, цели и задачи менеджмента (гл. 2 в /9/)
1.1. Классификация фирм
1.2. Порядок учреждения и регистрации фирмы
1.3. Образование и принадлежность капитала фирмы
1.4. Основные принципы деятельности фирмы
2. Организационные отношения в системе менеджмента (гл. 4 в /9/)
2.1. Типы организационных структур фирм
2.2. Материнская компания как организационно-экономический центр управления и ее основные функции
2.3. Классификация организационных структур внутрифирменного управления
2.4. Разновидности матричных структур управления
2.5. Особенности организации управления в американских, западноевропейских и японских фирмах
3. Прогнозирование и планирование как функция менеджмента (гл. 8 в /9/)
3.1. Организационные формы внутрифирменного планирования
3.2. Планирование деятельности производственного отделения
3.3. Особенности организации процесса планирования в зарубежных фирмах
4. Эффективный стиль управления (гл.11 в /9/)
4.1. Демократизация управления: участие работников в процессе управления
5. Конкурентный статус фирмы (гл.13 в /9/)
5.1. Меры по обеспечению конкурентосособности фирмы
6. Инновационный менеджмент (гл. 15 в /9/)
6.1. Организационные формы инновационного менеджмента
6.2. Инновационный менеджмент в фирмах ЯПОНИИ и США
7. Управление интернационализацией бизнеса (гл. 16 в /9/)
7.1. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях
7.2. Организационная структура управления международной деятельностью фирмы
8. Государственное и межфирменное регулирование предпринимательской деятельности (гл. 12-14,18 в /9/)
8.1. Государственное регулирование предпринимательства
8.2. Регулирование межфирменных рыночных отношений
8.3. Ограничительные условия деловой практики и ее правовое регулирование
ЛИТЕРАТУРА
1. Акционерное общество.
М: Омега, 1992.
2. Амрин Г., Ритчи Дж.,
Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях. М.:
Экономика, 1991.
3. Ансофф И. Стратегическое
управление. М.: Экономика, 1989.
4. Базилевич Л. А.,
Соколов Д. В., Франева Л. К. Модели и методы рационализации и проектирования
организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991.
5. Васильев Ю. П.
Управление развитием производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989.
6. Водачек Л., Водачкова
О. Стратегия управления инновациями па предприятии. М.: Экономика, 1989.
7. Герчикова Р.Н.
Менеджмент. М.: “Банки и биржа”, 1995.
8. Глобальная стратегия
международных монополий США. Экономический аспект. М.: Наука, 1988.
9. Гольдштейн Г.Я.
Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 1995.
10. Гольдштейн Г.Я.
Стратегический менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1995.
11. Гольдштейн Г.Я.
Инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1997.
12. Жданова Л.А.
Организация и управление капиталистической промышленной формой. М.: УДН, 1987.
13. Зубарев И.В.,
Ключников И.К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. М.:
Высшая школа, 1990.
14. Иванов М.М.,
Колупаева С.Р., Кочетков Г.В. США: управление наукой и нововведениями. М.:
Наука, 1990.
15. Инновационный процесс
в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм) /Под ред. И.Е.
Рудаковой. М.: МГУ, 1991.
16. Как работают японские
предприятия. М.: Экономика.
17. Коно Т. Стратегия и
структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
18. Кутейников А.А.
Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990.
19. Мерсер Д. ИБМ:
Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М: Прогресс, 1991.
20. Непомнящий Е.Г.
Экономика и управление предприятием. Таганрог: ТРТУ, 1997.
21. Новая технология и
организационные структуры /Под ред. Пиннингса Й.М. М.: Экономика, 1991.
22. Питерс Т., Уотермен
Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
23. Подвинская Е.,
Жиляева Н. Все об акционерных обществах. М.: Машиностроение, 1993.
24. Разумнова И.И. Мелкие
фирмы в США. Экономика и управление. М.: Наука, 1989.
25. Сахаров Н.А.
Современная монополистическая элита США. М.: Международные отношения, 1991.
26. Симмонс Дж., Мэрс У.
Как стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и
управлении. М.: Аргументы и факты, 1993.
27. Стерлин А.Р., Тулин
И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука,
1990.
28. Таунсенд Р. Секреты
управления. М.: Интерконтакт, 1991.
29. Финансово-промышленные
группы (Зарубежный опыт. Реалии и перспективы в России). М.: Наука и техника,
1994.
30. Хоскинг А. Курс
предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
31. Hill
C.W.L., Jones G.R. Strategic Menegement. Boston Ma.: Houghton Mifflin Co,
1992
|