Г.Я. Гольдштейн
Зарубежная практика менеджмента
Методическое пособие. Таганрог: ТРТУ, 1997.
6. Инновационный менеджмент (гл. 15 в /9/)
6.1. Организационные формы инновационного менеджмента
В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие
особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию
исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных
факторов на определение стратегических позиций фирм. Новые задачи повлекли за
собой изменения в системе связей как по вертикали - между всеми уровнями
управления, так и по горизонтали - между подразделениями
научно-производственно-сбытовой цепи.
Новым в 80-е годы стало возникновение и развитие
интегрированных систем управления процессом инноваций, выделившимся из общей
системы управления производством и выпуском традиционной продукции. Разработка
и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый процесс, когда
инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и
программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.
Новые системы управления нововведениями были приняты в
крупнейших компаниях - "ИБМ", "Дженерал электрик", "Мацусита",
" Мицубиси", "Сони" и др. Их задачей является обособление
подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями
развития фирмы, с целью упрощения процесса принятия решений, системы
планирования и стимулирования, ускорения разработки и внедрения новой продукции
за счет специализации.
Создание более гибкой и комплексной системы управления
инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на
разработку перспективной продукции, перестройку организационных форм и функций
управления, а также стиля управления, стимулирует создание и внедрение новшеств
и обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от возникновения
идеи до ее реализации. Организационно такой механизм предусматривает, что
службы и отделы, занимающиеся реализацией технической политики и управлением
нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры и
между ними действует налаженная система взаимодействия и координации.
В 70-е годы, когда формировалась децентрализованная
структура управления, в производственных отделениях создавались отделы НИОКР,
маркетинга, сбыта, специализированные по товарному принципу. При этом цикл
"научные исследования - производство - сбыт" осуществлялся как
линейный процесс, т.е. разработанная в отделе НИОКР концепция продукта, инженерно-техническая
документация и прототип продукции передавались последовательно в отдел
производства и затем сбыта. В результате на каждом этапе цикла в реализацию
нововведения вовлекался все новый персонал, не принимавший участия на
предыдущих стадиях создания продукта. И, следовательно, ответственность за
разработку, производство и сбыт в рамках производственного отделения переходила
от одних групп-исполнителей к другим. Такой подход отражает высокий уровень
специализации в рамках производственных отделений и предполагает раздельное
финансирование и планирование как новой продукции, так и традиционных видов изделий.
Такая организация инновационного процесса получила в свое время широкое распространение
и продолжает эффективно использоваться во многих компаниях.
В 80-е годы бурное развитие научно-технического прогресса, в
первую очередь в наукоемких отраслях, обусловило переход к новой системе
управления, предполагающей выделение управления инновационным процессом в
самостоятельный объект управления. В результате появились гибкие структуры
сквозного управления инновационной деятельностью, использующие горизонтальные
связи между подразделениями НИОКР, производства и сбыта. Потребовалось усиление
согласования деятельности как между отделами НИОКР, производства и сбыта в
производственных отделениях, так и с функциональными подразделениями на разных
уровнях управления.
Сложившаяся в 80-е годы система управления процессом
инноваций предполагает:
· создание
на высшем уровне специализированных подразделений - советов, комитетов или
рабочих групп по разработке технической политики;
· создание
центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной
деятельности;
· выделение
целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции;
· повышение
роли находящихся в составе производственных отделений отделов НИОКР,
лабораторий, научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;
· образование
венчурных подразделений и специальных фондов стимулирования инновационной
деятельности;
· организация
консультационной помощи в области нововведений;
· создание
специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.
Специализированные подразделения - советы, комитеты, рабочие
группы по разработке технической политики создаются преимущественно в крупных
фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. Задачей таких подразделений является
определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных
предложений в Совет директоров для принятия решений. Обычно в такие
подразделения входят управляющие производственными отделениями, представители
центральных служб, НИОКР и сбытовых служб. Так, в комитеты по планированию
новых товаров входят руководители отделов маркетинга, НИОКР, финансов, сбыта,
обеспечения производства производственных отделений, а также управляющие производственными
отделениями. Комитет по планированию осуществляет координацию
научно-технической деятельности различных подразделений, проведение единой
стратегии в области нововведений, подготавливает решения по вопросам планирования
нововведений, принимаемые на высшем уровне управления. Важную роль играют и
координационные комитеты по передовой технологии.
Центральные службы развития новых продуктов, осуществляющие
координацию инновационной деятельности, обеспечивают комплексный подход к такой
деятельности: разработку единой технической политики, контроль и координацию
инновационной деятельности, проводимой в различных производственных отделениях,
а также в других центральных службах. В некоторых компаниях такие задачи
выполняют инженерные службы (в фирмах "Дженерал моторс",
"АТТ", "Ниссан", "Тосиба") или технические центры
и службы по связям с региональными отделениями (в фирмах "Доу
кемикл", "Дженерал электрик", "Форд мотор").
Согласование интересов центральных служб НИОКР и производственных
отделений осуществляется путем совместного обсуждения идей, планирования и
оценки научно-технических проектов. В особенности широко распространено
проведение совместных обсуждений новых проектов представителями разных служб у
японских компаний. Они нацелены на облегчение процесса передачи исследований и
разработок в производственные отделения с тем, чтобы повысить эффективность
стадий внедрения и освоения новшеств.
Отделения новых продуктов - это самостоятельные
подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках
фирмы в целом, согласование целей и направлений технического развития,
разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом
разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания
новых продуктов.
Проектно-целевые группы по проведению научных исследований,
разработке и производству новой продукции - это самостоятельные хозяйственные
подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного
процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или
проекта. Они создаются на среднем уровне управления и подчиняются
непосредственно высшему руководству фирмы. Такие группы могут создаваться и в
составе одной из центральных служб маркетинга, НИОКР,
инженерно-конструкторской, планирования. Целевые группы, создаваемые на временной
или постоянной основе, способствуют эффективной организации творческого поиска,
разработке перспективной продукции и доведению ее до рынка. Целевые (поисковые)
группы создаются на разные сроки: от 2-3 до 10 и более лет.
Существует и такой подход к созданию проектно-целевых групп,
при котором изобретатель - создатель нового продукта (чаще исследователь или
инженер) становится руководителем целевой группы и непосредственно отвечает за
разработку и внедрение конкретной новой продукции, то есть сам изобретатель
воплощает свою идею и материально заинтересован во внедрении новшества. В этом
случае реализуется принцип гибкого сквозного управления нововведениями,
основанный на децентрализации внутрифирменного управления.
Проектно-целевые группы не обязаны согласовывать свои
действия с другими подразделениями фирмы, они имеют собственные системы
мотивации для разработки и освоения новшеств и подчиняются только высшему
управлению фирмой при решении вопросов рентабельности и финансирования
нововведений. Обычно первоначально создаются небольшие группы в составе 10-15
человек (например, у фирм "ИБМ", "Сони",
"Мацусита"), а затем они могут преобразовываться в самостоятельные
научно-производственные подразделения или комплексы по развитию новых сфер
бизнеса в составе до 400 человек, объединяющие все основные этапы
научно-производственного процесса. Например, у фирмы "ИБМ"
насчитывается 11 подразделений, которые сами выбирают стратегию производства и
маркетинга, без согласования с высшим руководством. Наряду с ними у
"ИБМ" создаются временные технические и проектные группы по
разработке новой продукции.
Центры развития - это также новая форма организации
инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных
подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров
устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом
этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и
способствуют завоеванию рыночных позиций. Одновременно осуществляется
стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом:
предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависит
непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра; в то же время
коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой
продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.
Отделы НИОКР в производственных отделениях в новой системе
управления нововведениями стали играть более важную роль, чем раньше. Они
сейчас осуществляют не просто поиск и разработку новых перспективных идей, но и
их быстрое доведение до стадии освоения, производства и сбыта. Поэтому они
стали более заинтересованы в создании научно-технических заделов для следующего
поколения продукции. Для современных условий характерно усиление взаимного
обмена персоналом между отделами НИОКР и отделами обеспечения производства в
рамках производственного отделения, перевод персонала из центральных
лабораторий в другие подразделения, включая лаборатории прикладных
исследований, проведение регулярных совместных консультаций. О повышении роли
отдела НИОКР свидетельствуют также увеличение объемов их финансирования (от 3
до 10% объема продаж продукции соответствующего производственного отделения).
Венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на
основе создания собственных фондов "рискового капитала". В середине
1980-х годов в США из 509 компаний, специализировавшихся на "рисковых
капиталовложениях", 44 принадлежали непосредственно крупным фирмам.
Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы,
которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются
долгосрочные межфирменные связи.
Специальные централизованные фонды стимулирования
нововведений создаются за счет части прибыли компаний и используются на
ускорение внедрения новой продукции в серийное производство. Например, в
компании "Дженерал электрик" за счет централизованных фондов
финансируются исследования и разработки, имеющие значение для деятельности всей
фирмы. Из этих средств создаются впоследствии фонды внедрения (венчурные
фонды), которые могут использоваться как инвестиции в независимые венчурные
фирмы или в венчурные фирмы, принадлежащие корпорациям. Централизованные фонды
способствуют увязке инновационных проектов и общей стратегии фирмы.
Фонды стимулирования нововведений в производственных
отделениях создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных
с потребностями производственного отделения. Такие фонды позволяют отделениям
более активно включать научно-технические программы в свои планы.
Консультационные или аналитические группы создаются в
крупных компаниях (например, "Мицубиси") в составе исследователей,
управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входит:
прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор
перспективных идей, определение тематики исследований, координация работы
ученых и инженеров, работающих в производственных отделениях в рамках
специальных проектов. Эти группы выступают в качестве консультантов по широкому
кругу вопросов научно-производственной деятельности фирмы.
Похожие материалы:
Организационные формы внутрифирменного планирования
Организационные типы производства (Фролова Т.А.)
Организационные типы производства
Организационные формы ученичества
Управление персоналом: Организационный контекст управления персоналом
Организационный отношения в системе менеджмента
|