Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия, Менеджмент, Организация бизнеса

Экономика, организация и управление на предприятии
Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

4. Система управления предприятием

4.4. Процесс управления логистикой

Под логистикой понимают систему планирования, организации, управления и контроля движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени ─ от их первичного источника до конечного потребителя. Логистика на предприятии ─ это теория и практика управления (прогнозирования, нормирования, планирования и т.д.) потоками материальных ресурсов ‑ от их поставщиков до изготовления готовой продукции ‑ по ряду критериев (номенклатура, объем, качество, затраты, сроки и надежность).

Качество работы службы логистики на предприятии определяет отдел стратегического маркетинга, который на основе исследования параметров потенциального рынка, наиболее вероятных конкурентов, конкурентных преимуществ и слабых сторон предприятия должен разработать нормативы конкурентоспособности и стратегии для всех структур предприятия. На «входе» предприятия должны быть конкурентоспособные поставщики. Тогда при качественной работе всех подразделений предприятия есть возможность обеспечить конкурентоспособный «выход» предприятия. Служба логистики как соисполнитель должна содействовать отделу стратегического маркетинга в выборе конкурентоспособных поставщиков.

Сбытовая логистика ─ это часть общей логистической системы предприятия (организации), обеспечивающая удовлетворение запросов потребителей (заказов посредников) в соответствующих товарах с минимально допустимым снижением их качества в кратчайшие сроки, с минимальными общими издержками и потерями. К функциям сбытовой логистики относятся:

1)    разработка совместно с маркетологами и другими службами предприятия стратегии развития логистики с целью обеспечения качества и требуемого количества обрабатываемых товаров, упрощения логистической цепи, сокращения времени прохождения материальных потоков и увеличения доли рабочего времени в логистическом цикле, снижения общих издержек и технологических (естественных) потерь, повышения юридической надежности логистических операций, обеспечения информационной, технологической, экологической, коммерческой и других видов безопасности, автоматизации логистических операций и др.;

2)    формирование логистических концепций, стратегий, программ в области упаковки товаров, грузоперевозок, складирования, логистических операций, дистрибьюции, сервисного обслуживания и др.;

3)    формирование политики обеспечения юридической, экономической и информационной надежности логистических звеньев и операций;

4)    организация доставки товаров до потребителей (посредников);

5)    организация сделок (продаж, передачи) товаров;

6)    мониторинг и диагностика эффективности логистических систем, стимулирование ее повышения;

7)    реструктуризация логистических систем и др.

Основные виды и функции торговых посредников представлены в табл. 4.4, а возможные модели дистрибьюции в зависимости от объема производства и спроса на продукцию представлены на рис. 4.21, а типичные дистрибутивные каналы для различных групп потребителей (покупателей) на рис. 4.22.

Таблица 4.4

Основные виды и функции торговых посредников

Вид торгового посредника

Краткая характеристика и основные функции

Оптовые торговцы

Независимый оптовик

Представляет собой крупную оптовую торговую фирму с полным набором функций. Закупает обычно готовую продукцию в больших количествах от производителей, консолидирует ее на своих базах и складах, осуществляет хранение, грузопереработку, комплектует и сортирует партии готовой продукции для продажи; доставляет заказы потребителям; осуществляет кредитно-финансовые операции, страхование рисков; осуществляет предпродажный и послепродажный сервис. Независимая оптовая предприятие является преимущественным источником пополнения торговых запасов розничных торговцев товарами массового спроса

Вид торгового посредника

Краткая характеристика и основные функции

Промышленный дистрибьютор, или дилер

Классифицируется обычно так же, как и независимый оптовик с полным набором дистрибутивных функций. Промышленные дистрибьюторы различаются по товарным группам и оказываемому сервису (в основном для промышленных потребителей). Обычно промышленные дистрибьюторы работают с определенными предприятиями (например, осуществляющими сборку персональных компьютеров, автомобилей и т.д.), закупая для них ассортиментные группы компонентов, деталей, сборочных единиц и т.п. Индустриальный дистрибьютор обычно специализируется в сервисных услугах для узкого промышленного сегмента рынка

Конечный грузоотправитель

 Оптовик с ограниченными посредническими функциями, редко принимающий на себя функцию владения товаром. Обычно оперирует с такими товарами, как зерновые, конструкционные и строительные материалы, сельскохозяйственная продукция, продукция тяжелого машиностроения. Закупает продукцию большими партиями под будущие заказы, как правило, доставляет готовую продукцию непосредственно потребителям, используя крупнотоннажные грузовые отправки (вагоны, суда и т.п.). Когда покупатель найден, данный оптовик передает ему право собственности и ответственность за коммерческие риски

Оптовик «кэш энд кэрри»

Оптовый посредник с ограниченными функциями. Обычно работает за наличный расчет с прямой доставкой товаров розничным торговцам. Типичная сфера деятельности ─ бакалейная торговля. Обслуживает розничных торговцев, чьи заказы меньше грузовой отправки производителя или независимого оптовика

Вид торгового посредника

Краткая характеристика и основные функции

Джоббер (фургонный дистрибьютор)

 Функционирует преимущественно в бакалейной торговле. Является ограниченно-функциональным оптовиком, скупающим средние и мелкие партии товаров для быстрой перепродажи с целью ускорения возврата вложенного капитала. Закупает товар, как правило, у производителя. Обычно не имеет своих складов и продает товар розничным торговцам или непосредственно покупателям мелкооптовыми партиями с грузовиков (фургонов)

Стеллажный джоббер

Обеспечивает и обслуживает стеллажи (полки) супермаркетов, Стеллажный джоббер принимает на себя полную ответственность за отбор, показ, продвижение, поставку, доставку и контроль оптовых партий товаров для розничных торговцев. Выполняет сервисные функции по предпродажному и послепродажному обслуживанию промышленных товаров

Оптовик-сборщик

Преимущественно оперирует с сельскохозяйственной продукцией, скупая ее у фермеров и сельскохозяйственных предприятий и собирая ее в заказываемые потребителями лоты (грузовые отправки). Продает продукцию экономичными партиями на местных рынках

 Полуджоббер

Полуджоббер обычно рассматривается как оптовый торговец с отдельными ограниченными функциями, так как может оперировать в качестве розничного торговца на конкретном местном рынке или в дистрибутивном канале.

Вид торгового посредника

Краткая характеристика и основные функции

Функциональные посредники

Торговый агент

Совершает операции сбыта товаров по поручению принципала (обычно предприятия—изготовителя готовой продукции), за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим. Права и обязанности агента регламентированы агентским соглашением. Для небольших предприятий выполняет функции оказания финансовой помощи в продаже товара, оформления кредита, сбора заказов. Часто работает как аналитик по сбыту, анализу, прогнозу и передаче коммерческой информации о товародвижении и объеме продаж. В мировой практике различают несколько типов торговых агентов (агент-делькредере, эксклюзивный агент, консигнационный агент и др.)

Агент производителя

Подобно торговым агентам промышленных предприятий он выполняет функции отдела продаж предприятия. Ведет сбытовые операции на долговременной контрактной основе, обычно представляя интересы в дистрибутивных сетях нескольких мелких производителей, получая комиссионное вознаграждение, зависящее от объема продаж. Работает, как правило, на ограниченной территории, не имея права повышать цены, делать скидки или давать кредит

Вид торгового посредника

Краткая характеристика и основные функции

Купец-комиссионер или консигнационный агент

Функционирует на постоянной контрактной основе. Получает от производителя крупные партии товара и хранит их на своих базах, т.е. владеет товарами и товарораспределительными документами принципала, но не имеет права собственности на товар. Сделка оформляется договором комиссии или консигнации. Обычные условия консигнации ‑ хранение товара на складе купца-комиссионера в течение одного года или полутора лет. От продажи товара купец (консигнатор) получает комиссионное вознаграждение. Хранение и обратный возврат нереализованного товара оплачиваются, как правило, владельцем товара

Брокер

Торговый посредник, содействующий совершению сделок купли-продажи между группами производителей (владельцев) товара и покупателей. Получает вознаграждение в виде комиссионных, обычно 3—5% от суммы сделки. Распространенный тип посредника, участника биржевых сделок

Аукционная компания

Широко распространенный тип посредника при организации продаж фруктов, табака и домашнего скота. Аукционная компания обеспечивает операции, связанные с установлением специфических размеров лотов готовой продукции, обусловленных маркетинговыми требованиями. Компания имеет соответствующие технические возможности для складирования и транспортировки грузов. Аукционная компания получает вознаграждение от продавцов товаров (в процентах от объема сделок или продаж)

Возможные модели дистрибьюции в зависимости от объема производства и спроса

Рис. 4.21. Возможные модели дистрибьюции в зависимости от объема производства и спроса

Типичные дистрибутивные каналы для различных групп потребителей (покупателей)

Рис. 4.22. Типичные дистрибутивные каналы для различных групп потребителей (покупателей)

Существуют три «золотых правила» логистики в физическом распределении готовой продукции.

Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения запросов потребителей дистрибутивная логистическая цепь должна освоить рыночные ниши конечного потребления, наиболее емкие и отдаленные от производителя. Для применения этого правила необходимо первоначально ранжировать критерии построения дистрибутивной сети. При этом «возможно большие расстояния» означают длину логистического участка, а не расстояние в км, причем время превалирует над пройденным расстоянием, а надежность и качество перевозок ‑ над скоростью транспортировки. Грузовые единицы должны рассматриваться с точки зрения перевозки многими видами транспорта, т.е. с точки зрения максимальной вместимости стандартизированных контейнеров, используемых в смешанных перевозках грузов.

Правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное число учетно-договорных единиц (УДЕ) измерения продукции и минимальное количество УДЕ транспорта (независимо от его вместимости). Правило «минимального количества УДЕ» согласуется с задачей увеличения числа оборотов этих единиц в заданное время. Это предполагает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие соответствующей инфраструктуры. Применение этого правила требует, чтобы в сфере физического распределения производилась сравнительная оценка эффективности возможных сценариев на макро- и микроэкономическом уровне, и в частности ─ по используемому технологическому оборудованию.

Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, он должен располагаться на логистической цепи в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу. Этому правилу должны подчиняться все уровни групповых единиц продукции. В идеальном случае, когда темпы производства соответствуют темпам потребления, можно было бы использовать уплотненные потоки с нулевым запасом во всех звеньях логистической системы, через которые проходит дистрибутивный канал, и с минимальным запасом в конечных торговых точках сбыта. В реальных условиях всегда имеется расхождение между темпами производства продукции и темпами местного потребления (насыщения локального рынка). Поэтому необходим стационарный склад в дистрибутивной сети. Данное правило как раз и отвечает на вопрос, где должен быть расположен стационарный склад. Применение этого правила открывает перспективы выбора, который должен быть сделан между созданием стационарного склада, размещенного на местном рынке, и концепцией мобильного, подвижного запаса. Другими словами, следует выбирать между скоростью и надежностью распределения.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Износ и амортизация основных средств
- Организационная подготовка производства новых изделий
- Показатели эффективности использования основных средств
- Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств

Похожие материалы:
Процесс управления
Процесс создания денег банками (Фролова Т.А., 2009)
Процесс разработки стратегии
Процесс управления маркетингом
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Процесс управления маркетингом
Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2017, Консалтер.Ру