Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

Г.А.Болошин
Сравнительный менеджмент
Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001

Тема 2. Процесс разработки стратегии

Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится:

·         оценка потенциала фирмы, ее возможностей и резервов для достижения общих целей;

·         анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных;

·         анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям;

·         оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;

·         принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.

Стратегический план – это оформленный в письменном виде документ, служащий руководством к деятельности организации в течение достаточно долгого (от трех до пяти лет) периода времени.

Обычно стратегический план состоит из следующих разделов:

·         Видение, миссия и ценности организации.

·         Анализ деятельности организации с указанием лиц, заинтересованных и поддерживающих организацию, сильных и слабых сторон, достигнутых результатов.

·         Цели и задачи, которых организация планирует достичь в течение следующих трех-пяти лет.

·         Сроки достижения поставленных целей и задач.

·         Критерии оценки предполагаемых результатов.

Стратегическое планирование: пересечение трех сфер

Рис. 2.1. Стратегическое планирование:  пересечение трех сфер

«Радуга» стратегического планирования

Видение

Видение – идеальный образ, всеохватывающее представление будущего, к которому стремится организация.

Ценности

            Ценности – кодекс принципов организации и ее деятельности.

            Ответы на вопросы:

            Чем мы руководствуемся в своей деятельности?

Что для нас является особенно важным?

            От чего мы не отступимся ни при каких обстоятельствах?

Миссия

Миссия (предназначение) – краткая формулировка, объясняющая для чего существует организация, реальное направление для осуществления мечты.

·         Она (миссия) отвечает на вопросы: кто мы? и для кого мы работаем (часто миссия отвечает на вопросы: где? и как?).

·         Она раскрывает конечную цель организации.

·         Она краткая и динамичная.

·         Она подчеркивает уникальность организации.

·         Она отвечает перемене обстоятельств.

·         Она время от времени пересматривается, и при необходимости в нее вносятся изменения.

·         Она отражает нацеленность на конкретную группу людей.

·         Она концентрируется на результатах, а не на деятельности.

Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать следующие шесть моментов:

1 – провозглашение ценностей и убеждений;

2 – продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворять;

3 – рынок, на котором организация позиционируется;

4 – способы выхода на свой рынок;

5 – ключевые технологии, которые будут использоваться;

6 – стратегические принципы развития и/или финансирования.

Миссия понимается как утверждение раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.

 Миссия___________________________________(наименование организации)

заключается в обеспечении экономического роста и решении

 

(формулировка конкретных социальных и/или экономических проблем)

_______________________________________(наименование основных п)

довлетворяющих требованиям_______________________________________

(стандарты, качество, конкурентоспособность).

Это должно позволить акционерам и/или партнерам

_____________________________________________(наименование организации), получить оптимальную прибыль, а ее персоналу – достойное и справедливое вознаграждение

Стратегические цели организации

      Если миссия организации задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Важность определения целей связана с тем, что они:

·         являются фундаментом для процесса менеджмента в целом;

·         лежат в основе принятия любого управленческого решения;

·         являются исходной точкой планирования;

·         лежат в основе построения организационных отношений;

·         определяют систему мотивации, используемую в организации;

·         цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

·         служат руководством для формирования конкретных плановых показателей;

·         определяют способы повышения эффективности организации;

Исследователи в области менеджмента выделяют несколько ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели: положение на рынке, производственные мощности организации, инновации, производительность, ресурсы, доходность (прибыльность), управленческие аспекты, персонал (человеческие ресурсы), работа с потребителями, социальная ответственность.

Декомпозиция миссии (дерево целей)   

  Рис. 2.2. Декомпозиция миссии (дерево целей)

Существует много разных способов построения системы целей, охватывающей все направления деятельности и все структурные подразделения организации. Для практического построения полного дерева целей организации рекомендуется, на выбор, два взаимодополняющих подхода.

Первый – это сведение дерева целей организации к системе целей по созданию и реализации ее продукта на рынке.

Второй – дополнение системы целей по продукту еще и целями, которые характеризуют другие важнейшие аспекты деятельности организации.

Для постановки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов коммерческой организации рекомендуется следующая система приоритетов:

приоритеты 1-го уровня – оптимальная концентрация;

приоритеты 2-го уровня – достаточный минимум;

приоритеты 3-го уровня – по остаточному принципу (в т.ч. полное прекращение отдельных программ и проектов).

В результате аналитического соединения принятой системы приоритетов с установленными стратегическими целями получается система стратегических целевых приоритетов организации.

В принципе – установленная система стратегических целевых приоритетов и программа конкретных действий, обеспечивающих их практическое осуществление, – вполне могут выполнять роль первичной корпоративной стратегии – для любой организации.

Для некоторых видов коммерческих организаций, например, для многих представителей российского малого бизнеса, разработка и реализация стратегий именно в таком формате – вообще может оказаться достаточной и вполне эффективной.

На этапе установления миссии и целевых приоритетов обязательно необходимо учитывать данные всех предыдущих этапов стратегического анализа. То есть в окончательной формулировке миссии, дерева целей и системы целевых приоритетов организации соответствующим образом должны быть синтезированы и отражены – все ключевые результаты – исследования ее внешней и внутренней среды, а также данные разработанных сценариев развития.

 В идеале стратегические цели должны отвечать следующим требованиям:

·         Четкое указание направления деятельности.

·         Реальность.

·         Концентрация внимания на результате.

Цели развития организации

 

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели развития организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цели быстрого роста и цель сокращения.

Как нужно ставить себе цели

Шаг первый. Прояснение ваших потребностей

Шаг второй. Прояснение возможностей

Шаг третий. Принятие решения о том, что вам нужно

Шаг четвертый. Выбор

Шаг пятый. Уточнение цели

Шаг шестой. Установление временных границ

Шаг седьмой. Контроль своих достижений

Практическое задание

Запишите одну из своих стратегических целей.

Переформулируйте ее в соответствии с принципами SMART

 

Задачи

АВС-анализ

Рис. 2.4. АВС-анализ

Принцип Эйзенхауера

Рис. 2.5. Принцип Эйзенхауера 

Материалы предоставлены сайтом "АУП.Ру - Электронная библиотека экономической и деловой литературы" (www.aup.ru)

Похожие материалы:
Процесс разработки и вывода товаров на рынок
Процесс маркетинговых исследований (Алесинская Т.В. и др.)
Процесс контроля и выбор варианта форм контроля
Процесс создания денег банками
Экономика и управление предприятием: Процесс управления
Процесс управления логистикой



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру