Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
3. Организация и планирование производства
3.6. Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств
3.6.4. Организация транспортного хозяйства предприятия
Работа современного
машиностроительного предприятия связана с перемещением значительного числа
разнообразных грузов как за пределами завода, так и внутри него. На завод в
общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо,
комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или
непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.
Внутри завода
осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с
общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц – между
цехами; готовой продукции и отходов – из цехов в соответствующие пункты
назначения.
Внутри цехов заготовки,
детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между
кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках – между
рабочими местами.
Классификация
транспортных средств предприятия приведена в табл. 3.12
Таблица
3.12
|
Классификация
транспортных средств предприятий
|
Признак
|
Характеристика
|
1. Зона применения
|
1.1. Внешний транспорт для связи предприятия
с внешними транспортными системами:
-
железными дорогами
-
аэропортами
-
речными и морскими портами и др.
предприятиями
1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов
между цехами, участками, рабочими местами):
-
межцеховой транспорт
-
внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и
рабочими местами)
-
межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими
местами)
|
2. Вид транспортного средства
|
2.1. Колесный транспорт:
-
железнодорожный
-
автомобильный
-
автопогрузчики
-
электротранспорт
2.2. Транспортные конвейеры
2.3. Монорельсовые дороги
2.4. Трубопроводный транспорт
2.5. Пневмотранспорт
2.6. Роботы
2.7. Спецтранспорт
|
Задачи транспортного
хозяйства ─ осуществление
бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным
процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном
состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация
транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В
зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на
предприятии применяются различные транспортные средства.
Структура транспортной
службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа
производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура
развитой транспортной службы машиностроительного предприятия приведена на рис.
3.24.
Рис. 3.24. Состав
подразделений транспортной службы предприятия
Функции транспортной
службы предприятия:
-
разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
-
планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов
грузопотоков и грузооборота;
-
планирование ППР транспортных средств;
-
планирование потребности в запчастях и их приобретения;
-
оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми
видами транспорта;
-
обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
-
организация осмотров и ремонта транспортных средств;
-
организация безопасности движения;
-
организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и
т.д.);
-
организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в
государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей,
списания и утилизации транспортных средств.
Для эффективного
планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот ─ это сумма всех грузов,
перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех
грузопотоков предприятия).
Грузопоток ─ количество грузов (т, шт.,
кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за
определенный промежуток времени.
Грузопотоки
рассчитываются на основании:
-
видов перемещаемых грузов;
-
пунктов отправления и доставки;
-
расстояний между пунктами;
-
объемов перемещаемых грузов;
-
частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются
на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки ─ перевозки по отдельным
неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки – постоянные или периодические
перевозки по определенным маршрутам, которые бывают следующих типов (рис.3.25):
·
маятниковая система;
·
кольцевая система.
Рис. 3.25. Системы
маршрутов транспортных перевозок:
О – пункт отправления
груза; П – пункт приемки груза; – -> – холостой пробег
Маятниковая система
маршрутов – это
связь между двумя пунктами, которая может иметь два варианта:
-
вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного
средства с грузом;
-
вариант одностороннего маятника – возвращение транспортного
средства без груза.
Применяется также система
лучевых маятниковых маршрутов, когда пункт (склад, цех) связан
двусторонними перевозками с несколькими пунктами.
Кольцевая система – система обслуживания нескольких
постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к
другому.
Одним из методов определения
объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной
ведомости (рис. 3.26).
В этой ведомости
отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и
склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад
представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в
данный цех, итоги строк ─ величину отправления грузов. Сумма итогов граф
или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.
Цехи отправители
Цехи
получатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сумма поступлений
грузов в цех или склад
П (итог строк – грузопоток)
|
1
|
///////
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Пц1
|
2
|
-
|
///////
|
-
|
-
|
-
|
Пц2
|
3
|
-
|
-
|
///////
|
-
|
-
|
Пц3
|
4
|
-
|
-
|
-
|
///////
|
-
|
Пц4
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
///////
|
Пц5
|
Сумма отправленных
грузов из цеха О
(итог столбцов –
грузопоток)
|
Оц1
|
Оц2
|
Оц3
|
Оц4
|
Оц5
|
Грузооборот предприятия
|
Рис. 3.26. Шахматная
ведомость грузопотоков предприятия
Количество транспортных
средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и
межоперационным транспортным системам.
Основными направлениями
совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
-
механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой
их организацией;
-
применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
-
внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
-
специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
-
организация контейнерных перевозок;
-
внедрение автоматизированных систем управления транспортом.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Финансовая отчетность предприятия
- Роль лизинга в развитии промышленного предприятия
- Норма времени и ее элементы
- Финансовая отчетность предприятия
Похожие материалы:
Организация транспортного
обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Организация товародвижения
Организация технического, материального и трудового обеспечения производства
Организация транспортного хозяйства предприятия
Организация управления качеством на предприятии (под ред. Боровской М.А., 2008)
Организация управления службами в логистике
|