Ю.И. Ребрин
Основы экономики и управления производством
Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 145 с.
9. Организация и управление материально-техническим
и трудовым потенциалом предприятия
9.4. Организация
транспортного хозяйства предприятия
Задачи транспортного хозяйства - осуществление
бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным
процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии,
снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства
служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей
технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные
транспортные средства.
Классификация транспортных средств предприятия
приведена в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Классификация транспортных средств предприятий
Признак
|
Характеристика
|
1. Зона применения
|
1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными
системами:
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портами и др. предприятиями
1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками,
рабочими местами):
- межцеховой транспорт;
- внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками
и рабочими местами);
- межоперационный транспорт (для перемещения грузов между
рабочими местами)
|
2. Вид транспортного средства
|
2.1. Колесный транспорт:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- автопогрузчики;
- электротранспорт.
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы
|
Структура транспортной службы предприятия зависит
от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска
продукции.
Примерная структура развитой транспортной службы
машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.4.
Рис. 9.4. Структура транспортной службы
предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
- планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов
грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми
видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка
и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в
государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания
и утилизации транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности ТС определяются
грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых
на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков
предприятия).
Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг),
перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный
промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки - перевозки по отдельным
неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки - постоянные или
периодические перевозки по определенным маршрутам.
Одним из методов определения объемов грузопотоков
и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.5).
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов.
По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же
порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой.
Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину
отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает
величину внутренних грузопотоков.
Цехи -отправители
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сумма поступлений
грузов в цех
П (итог граф)
|
Цехи -получатели
|
1
|
///////
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Пц1
|
2
|
-
|
///////
|
-
|
-
|
-
|
Пц2
|
3
|
-
|
-
|
///////
|
-
|
-
|
Пц3
|
4
|
-
|
-
|
-
|
///////
|
-
|
Пц4
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
///////
|
Пц5
|
Сумма отправленных
грузов из цеха
(итог строк)
|
|
|
|
|
|
Грузооборот предприятия
|
Рис. 9.5. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
Количество транспортных средств рассчитывается
как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным
системам.
Основными направлениями совершенствования транспортного
хозяйства на предприятиях являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой
их организацией;
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Организация транспортного хозяйства предприятия
Организация транспортного
обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов - КоАП
Организация товародвижения
Организация управления качеством на предприятии
Организация управления службами в логистике (Алесинская Т.В. и др.)
Организация управления службами в логистике
|