А.Н. Проклин
Мировая экономика Таганрог: изд-во
ТРТУ, 2001 г.
7. Международное движение капитала
7.10. Россия в международном движении капиталов
Как страна-импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала. Она
занимает третье место в мире после Китая и Мексики.
Объем предоставленных России кредитов в период с 1990 по 1995 год
составил 35 млрд. долларов.
Основные правила работы иностранных кредиторов на российском рынке и круг
клиентов сложились еще в период перестройки. Их деятельность можно разделить на
несколько этапов.
На первом этапе она носила
скорее политический, чем экономический характер: кредиторами в основном
выступали государственные некоммерческие организации, целью которых было
налаживание постоянного сотрудничества с российскими потенциальными партнерами.
Кредиты тогда назывались стабилизационными. Зарубежным
структурам важно было закрепить процесс перестройки и не дать остановиться
начавшимся переменам.
Предоставлявшиеся ссуды были правительственными, выдавались в рамках
договоренности на высшем уровне и поэтому долгое время оставались
беспроцентными.
На втором этапе стали
реализовываться программы выделения так называемых реабилитационных
кредитов, предоставлявшихся уже коммерческими организациями (Международным
валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития).
С их помощью предполагалось преодолеть негативные последствия перестройки –
инфляцию, дестабилизацию финансовой системы.
Эти кредиты надо было возвращать пусть не с высокими, но процентами. С
учетом значительности суммы это ложилось ощутимым бременем на бюджет.
Практика предоставления новых кредитов, с одной стороны,
свидетельствовала о возросшем интересе зарубежных финансовых структур
к работе со странами СНГ, а с другой – служила своеобразным «мостом» для
установления дальнейших контактов с промышленными предприятиями, потенциально
привлекательными для иностранных инвесторов.
С 1994 года в России начался новый этап развития кредитных
программ иностранных инвестиционных компаний, связанный с приватизацией.
Работа иностранных кредиторов на российском рынке строится по двум
принципиально разным схемам.
Суть первой сводится к
выделению целевого кредита с заранее оговоренным объемом, процентной ставкой и
сроком возврата. При этом использование выделяемых средств жестко
регламентируется договором.
Вторая схема основана на
предоставлении кредитной линии, когда заемщик обладает куда большей свободой
действий – он не ограничен во времени и сферах приложения средств, а также в
порядке их использования. Процентные ставки по кредитной линии, как правило, несколько
ниже средних по рынку.
Сегодня большинство кредитов, выданных приватизированным предприятиям
иностранными кредиторами, – целевые. Объясняется это тем, что западный капитал
еще недостаточно проник в производственные проекты предприятий, показатели
финансовой деятельности которых зачастую непонятны
иностранцам.
Россия весьма заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как
они не увеличивают внешний долг; обеспечивают эффективную интеграцию
национальной экономики в мировую, благодаря производственной и
научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений,
причем в форме современных средств производства;
приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.
Инвестиционный климат в
России в данный момент оценивается как не очень благоприятный.
Социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные
законы противоречивы, часто подвержены изменениям. Нет ясности с правами
собственности (на приватизированные объекты, на землю); сильна инфляция,
уровень налогов и налогообложения не способствует предпринимательской
деятельности. Высока вероятность смены экономической политики в целом.
Внешнеэкономическая ситуация также неблагоприятна. Наша национальная
валюта слабо конвертируется, сильны валютные ограничения.
Отсутствует закон о разделе продукции, предусматривающий возможность
замены уплаты части налогов соглашением о разделе произведенной продукции.
Одновременно Россия является экспортером капитала.
Ведущей формой вывоза капитала из России до середины 1993 года являлся экспорт
ссудного капитала в бывшие советские республики. В 1992 году Россия
субсидировала другие страны СНГ на сумму 1,5 трлн. рублей
в результате предоставления им так называемых технических кредитов для покупки
российских товаров и занижения цен по сравнению с мировыми.
Имеет место и вывоз предпринимательского капитала из России.
Главной причиной нарушения законодательства является то, что основная
масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства
капитала».
«Бегство капитала» особенно характерно для стран с высокой инфляцией,
экономическим кризисом, высокими налогами и политической нестабильностью. В
этих условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим
мотивам, сколько из-за стремления владельцев поместить его (навсегда или
временно) в более стабильной экономике с меньшими налогами. Немалую часть
«бегства капиталов» составляют средства, нажитые незаконным путем; вывоз их за
рубеж является одним из способов «отмывания».
«Бегство капитала» из России осуществляется законными и незаконными
способами.
К законному способу можно отнести рост зарубежных активов
российских уполномоченных банков. К началу 1994 года они составляли около 20 млрд. долларов.
К незаконному способу нужно отнести не переведенную в Россию
экспортную выручку.
Похожие материалы:
Россия 1917 г. после февральской революции
Российское законодательство о браке и семье (Под ред. Баранов П.П., 2006)
Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
Россия и ГАТТ/ВТО
Россия как социальное государство (Батычко В.Т., 2005)
Россия на международном рынке труда
|