Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

7. Международное движение капитала

7.10. Россия в международном движении капиталов

Как страна-импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала. Она занимает третье место в мире после Китая и Мексики.

Объем предоставленных России кредитов в период с 1990 по 1995 год составил 35 млрд. долларов.

Основные правила работы иностранных кредиторов на российском рынке и круг клиентов сложились еще в период перестройки. Их деятельность можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе она носила скорее политический, чем экономический характер: кредиторами в основном выступали государственные некоммерческие организации, целью которых было налаживание постоянного сотрудничества с российскими потенциальными партнерами.

Кредиты тогда назывались стабилизационными. Зарубежным структурам важно было закрепить процесс перестройки и не дать остановиться начавшимся переменам.

Предоставлявшиеся ссуды были правительственными, выдавались в рамках договоренности на высшем уровне и поэтому долгое время оставались беспроцентными.

На втором этапе стали реализовываться программы выделения так называемых реабилитационных кредитов, предоставлявшихся уже коммерческими организациями (Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития). С их помощью предполагалось преодолеть негативные последствия перестройки – инфляцию, дестабилизацию финансовой системы.

Эти кредиты надо было возвращать пусть не с высокими, но процентами. С учетом значительности суммы это ложилось ощутимым бременем на бюджет.

Практика предоставления новых кредитов, с одной стороны, свидетельствовала о возросшем интересе зарубежных финансовых структур к работе со странами СНГ, а с другой – служила своеобразным «мостом» для установления дальнейших контактов с промышленными предприятиями, потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

С 1994 года в России начался новый этап развития кредитных программ иностранных инвестиционных компаний, связанный с приватизацией.

Работа иностранных кредиторов на российском рынке строится по двум принципиально разным схемам.

Суть первой сводится к выделению целевого кредита с заранее оговоренным объемом, процентной ставкой и сроком возврата. При этом использование выделяемых средств жестко регламентируется договором.

Вторая схема основана на предоставлении кредитной линии, когда заемщик обладает куда большей свободой действий – он не ограничен во времени и сферах приложения средств, а также в порядке их использования. Процентные ставки по кредитной линии, как правило, несколько ниже средних по рынку.

Сегодня большинство кредитов, выданных приватизированным предприятиям иностранными кредиторами, – целевые. Объясняется это тем, что западный капитал еще недостаточно проник в производственные проекты предприятий, показатели финансовой деятельности которых зачастую непонятны иностранцам.

Россия весьма заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг; обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую, благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

Инвестиционный климат в России в данный момент оценивается как не очень благоприятный.

Социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвержены изменениям. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, на землю); сильна инфляция, уровень налогов и налогообложения не способствует предпринимательской деятельности. Высока вероятность смены экономической политики в целом.

Внешнеэкономическая ситуация также неблагоприятна. Наша национальная валюта слабо конвертируется, сильны валютные ограничения.

Отсутствует закон о разделе продукции, предусматривающий возможность замены уплаты части налогов соглашением о разделе произведенной продукции.

Одновременно Россия является экспортером капитала.

Ведущей формой вывоза капитала из России до середины 1993 года являлся экспорт ссудного капитала в бывшие советские республики. В 1992 году Россия субсидировала другие страны СНГ на сумму 1,5 трлн. рублей в результате предоставления им так называемых технических кредитов для покупки российских товаров и занижения цен по сравнению с мировыми.

Имеет место и вывоз предпринимательского капитала из России.

Главной причиной нарушения законодательства является то, что основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала».

«Бегство капитала» особенно характерно для стран с высокой инфляцией, экономическим кризисом, высокими налогами и политической нестабильностью. В этих условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам, сколько из-за стремления владельцев поместить его (навсегда или временно) в более стабильной экономике с меньшими налогами. Немалую часть «бегства капиталов» составляют средства, нажитые незаконным путем; вывоз их за рубеж является одним из способов «отмывания».

«Бегство капитала» из России осуществляется законными и незаконными способами.

К законному способу можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. К началу 1994 года они составляли около 20 млрд. долларов.

К незаконному способу нужно отнести не переведенную в Россию экспортную выручку.

Предыдущая

Похожие материалы:
Россия 1917 г. после февральской революции
Российское законодательство о браке и семье (Под ред. Баранов П.П., 2006)
Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
Россия и ГАТТ/ВТО
Россия как социальное государство (Батычко В.Т., 2005)
Россия на международном рынке труда



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру