Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

6. Международное перемещение рабочей силы

6.5. Россия на международном рынке труда

Долгие годы проблема экспорта и импорта рабочей силы не была актуальной для нашей страны.

В настоящее время Россия является субъектом международного рынка труда.

Выход Россия на международный рынок рабочей силы предусматривает анализ опыта, накопленного основными странами-экспортерами, разработку оптимальной модели развития процесса трудовой миграции и формирование полноценной государственной политики в этой сфере.

Для оценки места и роли нашей страны на международном рынке труда необходимо рассмотреть два процесса: экспорт рабочей силы из России и импорт рабочей силы в Россию.

Вряд ли можно ожидать в ближайшее время значительного оттока рабочей силы из нашей страны. Дело в том, что в мире давно сложился международный рынок иностранной рабочей силы. Определились страны и отрасли ее использования, практика профессионального отбора, заключения контрактов, межгосударственного регулирования. Кроме того, потребность в иностранных работниках в большинстве стран-импортеров рабочей силы упала в середине 80-х годов почти вдвое. Ужесточилась конкуренция между странами-экспортерами. Поэтому нашу рабочую силу возьмут только в строго требуемых количествах определенные страны, в определенные отрасли, по отдельным специальностям.

Существующие социологические исследования о готовности 5-6 миллионов россиян выехать для работы за рубеж в течение ближайших лет могут свидетельствовать разве только о перспективах нашего «предложения» мировому рынку. Пока он к этому не готов. Среди первостепенных мер должны быть:

– долгосрочная программа по развертыванию экспорта российской рабочей силы;

– создание благоприятных международных условий дм реализации такой программы;

– защита интеллектуальной, недвижимой собственности и самих мигрантов.

Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, требуется принятие следующих мер:

введение специальных депозитных счетов;

продажа земельных участков под строительство;

– выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

– создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

покупка в течение продолжительного времени товаров длительного пользования в магазинах «duty free”;

– отсрочка и/или прохождение ускоренного срока службы в армии за определенную плату,

создание специализированного пенсионного фонда.

Не последнее место должны занять и меры по усилению социального страхования работающих за рубежом, в том числе с помощью поощрения деятельности посреднических фирм, обеспечивающих социально-экономическую безопасность мигранта.

Что касается использования иностранной рабочей силы на территории нашей страны, здесь ситуация следующая.

В 1994 году органы миграционной службы России выдали предприятиям и отдельным гражданам официальные разрешения на привлечение 192 тысяч рабочих из ста государств. Фактически в 1994 году было зарегистрировано 129 тысяч иностранных граждан, прибывших для работы в нашей стране.

Однако самой серьезной проблемой для России стала так называемая вынужденная миграция.

В период распада СССР за пределами Российской Федерации проживало свыше 25 миллионов русских и около 4 миллионов лиц других коренных национальностей РФ. Обострение социально-политической ситуации в республиках бывшего Союза, экономический кризис, дискриминация и нарушение прав некоренных национальностей привели к значительному росту миграционных потоков. Уже сегодня в Российскую Федерацию прибыло около 10 миллионов вынужденных переселенцев.

Существующая правовая основа представляется достаточной базой для трудовой миграции и реэмиграции.

В настоящее время действует Закон РФ «О порядке выезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации». Этим законом установлено право любого гражданина выезжать за пределы страны с целью временного пребывания или постоянного проживания за границей и беспрепятственно въезжать на территорию РФ. Этот закон устанавливает также порядок выезда за пределы РФ и въезда в страну граждан России, предусматривает случаи временного ограничения этих прав и порядок разрешения споров и ответственность за нарушения требований настоящего закона.

Предыдущая

Похожие материалы:
Россия как социальное государство
Россия и ГАТТ/ВТО - Проклин А.Н. Мировая экономика
Россия в международном движении капиталов
Рост населения и его последствия
Рубки лесных насаждений - Лесной кодекс
Рубщик проволоки



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру