А.Н. Проклин
Мировая экономика Таганрог: изд-во
ТРТУ, 2001 г.
6. Международное перемещение рабочей силы
6.5. Россия на международном рынке труда
Долгие годы проблема экспорта и импорта рабочей силы не была актуальной
для нашей страны.
В настоящее время Россия является субъектом международного рынка труда.
Выход Россия на международный рынок рабочей силы
предусматривает анализ опыта, накопленного основными странами-экспортерами,
разработку оптимальной модели развития процесса трудовой миграции и
формирование полноценной государственной политики в этой сфере.
Для оценки места и роли нашей страны на международном рынке труда
необходимо рассмотреть два процесса: экспорт рабочей силы из России и импорт
рабочей силы в Россию.
Вряд ли можно ожидать в ближайшее время значительного оттока
рабочей силы из нашей страны. Дело
в том, что в мире давно сложился международный рынок иностранной рабочей силы.
Определились страны и отрасли ее использования, практика профессионального
отбора, заключения контрактов, межгосударственного регулирования. Кроме того,
потребность в иностранных работниках в большинстве стран-импортеров рабочей
силы упала в середине 80-х годов почти вдвое. Ужесточилась конкуренция между странами-экспортерами.
Поэтому нашу рабочую силу возьмут только в строго требуемых количествах
определенные страны, в определенные отрасли, по отдельным специальностям.
Существующие социологические исследования о готовности 5-6 миллионов
россиян выехать для работы за рубеж в течение ближайших лет могут
свидетельствовать разве только о перспективах нашего «предложения» мировому
рынку. Пока он к этому не готов. Среди первостепенных мер должны быть:
– долгосрочная программа по развертыванию экспорта российской
рабочей силы;
– создание благоприятных международных условий дм реализации
такой программы;
– защита интеллектуальной, недвижимой собственности и самих мигрантов.
Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных
мигрантами, требуется принятие следующих мер:
– введение специальных депозитных счетов;
– продажа земельных участков под строительство;
– выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под
переводы, хранимые в строго определенных банках;
– создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
– покупка в течение продолжительного времени товаров длительного
пользования в магазинах «duty free”;
– отсрочка и/или прохождение ускоренного срока службы в армии за
определенную плату,
– создание специализированного пенсионного фонда.
Не последнее место должны занять и меры по усилению социального
страхования работающих за рубежом, в том числе с помощью поощрения деятельности
посреднических фирм, обеспечивающих социально-экономическую безопасность
мигранта.
Что касается использования иностранной рабочей силы на территории
нашей страны, здесь ситуация следующая.
В 1994 году органы миграционной службы России выдали предприятиям и
отдельным гражданам официальные разрешения на привлечение 192 тысяч рабочих из
ста государств. Фактически в 1994 году было
зарегистрировано 129 тысяч иностранных граждан, прибывших для работы в нашей
стране.
Однако самой серьезной проблемой для России стала так называемая вынужденная
миграция.
В период распада СССР за пределами Российской Федерации проживало свыше
25 миллионов русских и около 4 миллионов лиц других коренных национальностей
РФ. Обострение социально-политической ситуации в республиках бывшего Союза,
экономический кризис, дискриминация и нарушение прав некоренных национальностей
привели к значительному росту миграционных потоков. Уже сегодня в Российскую
Федерацию прибыло около 10 миллионов вынужденных переселенцев.
Существующая правовая основа представляется достаточной базой для трудовой миграции и
реэмиграции.
В настоящее время действует Закон РФ «О порядке выезда за пределы Российской
Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской
Федерации». Этим законом установлено право любого гражданина выезжать за
пределы страны с целью временного пребывания или постоянного проживания за
границей и беспрепятственно въезжать на территорию РФ. Этот закон устанавливает
также порядок выезда за пределы РФ и въезда в страну граждан России,
предусматривает случаи временного ограничения этих прав и порядок разрешения
споров и ответственность за нарушения требований настоящего закона.
Похожие материалы:
Россия как социальное государство
Россия и ГАТТ/ВТО - Проклин А.Н. Мировая экономика
Россия в международном движении капиталов
Рост населения и его последствия
Рубки лесных насаждений - Лесной кодекс
Рубщик проволоки
|