А.Н. Проклин
Мировая экономика Таганрог: изд-во
ТРТУ, 2001 г.
4. Регулирование торговли на международном уровне
4.2. Россия и ГАТТ/ВТО
В отношениях предшественника России – Советского Союза – с ГАТТ
определяющую роль играл климат «холодной войны».
Изменение политической обстановки в 60-х годах привело к первым
неформальным контактам между чиновниками секретариата ГАТТ и представителями
миссии СССР при ООН. Однако особого успеха эти попытки не имели. Аналогично
неудачно закончились контакты 1979-1980 годов. Активная работа по установлению
стабильных связей между ГАТТ и Советским Союзом началась лишь в середине 80-х
годов. В 1990 году СССР получил статус наблюдателя.
Положение наблюдателя, естественно, не спасало советскую промышленную
продукцию от дискриминации на рынках стран ГАТТ. ) Но со своим экономическим
механизмом Советский Союз и не мог вписаться в систему ГАТТ, базирующуюся на
идеологии рыночных отношений. Со своей стороны, и члены ГАТТ не могли и не
стали бы в угоду СССР нарушать ими самими совместно разработанные правила.
Россия продолжает участие бывшего СССР в ГАТТ в качестве наблюдателя. Это
означает, что российский экспорт по-прежнему подвергается дискриминации на
мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды
ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения
распространяются фактически на все – от вывоза минеральных удобрений
до предоставления космических услуг. Наиболее серьезную угрозу
внешнеторговым интересам России представляют антидемпинговые правила, число
которых в последнее время растет. При этом нередко они применяются даже
тогда, когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают
невысокие издержки производства.
Статус наблюдателя означает и то, что практически все важнейшие проблемы
многостороннего торгового сотрудничества – установление таможенных тарифов,
использование количественных ограничений, совершенствование общей торговой
политики – решаются без участия нашей страны. Мы пользуемся всеми этими
решениями ГАТТ на практике, но никак не влияем на их принятие.
Дальнейшее неучастие в ГАТТ/ВТО в качестве
полноправного члена практически ликвидирует возможность для России
противодействовать дискриминационным мерам со стороны развитых стран,
контролировать соблюдение другими странами требований ГАТТ/ВТО, вести на равных
переговоры по торгово-политическим вопросам.
Задержка с вхождением в ГАТТ затрудняет также участие России в
интеграции.
Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложившийся в торговле
международный механизм консультаций и поиска компромиссов
при решении спорных вопросов. Мы сможем перевести наши отношения с другими
странами на долговременную стабильную основу.
Россия не сразу созрела до понимания необходимости полного членства в
ГАТТ. Слишком многое в нем противоречило нашим привычкам и представлениям. Лишь
в 1993 году Президент России направил официальное заявление о намерении
присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена, а в декабре 1994 года
Россия подала заявление с просьбой о вступлении в ВТО. «Меморандум о
внешнеторговом режиме России» был направлен в ГАТТ в феврале 1994 года. В
настоящее время идет его обсуждение, после которого начнутся переговоры по
конкретным условиям вступления России в эту международную организацию.
Решение о вступлении в ГАТТ/ВТО означает, что мы готовы принять довольно
жесткие правила поведения и определенные обязательства.
Наши партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума
уступок. Мы должны будем пересмотреть таможенные тарифы, чтобы они приблизились
к тому уровню, который сложился в ГАТТ, привести в соответствие с мировыми
нормами торговое законодательство, пересмотреть практику в тех областях,
которые традиционно очень болезненно воспринимаются в ГАТТ, – в вопросах
субсидирования экономики, в практике правительственных закупок. Такова, по
предварительным оценкам, минимальная цена, которую придется заплатить России за
полноправное включение в систему всемирного регулирования международной
торговли.
Принципиальное решение о вступлении в ВТО, необходимое
для того, чтобы Россия не оказалась на обочине мирового развития, не означает,
что все у нас признают неизбежность этого шага и готовы действовать в этом
направлении. Скептицизм распространен достаточно широко, н прежде
всего среди руководителей промышленных предприятий, сельскохозяйственных
организаций, банков, фирм, производящих услуги. По их мнению, открытие
внутреннего рынка приведет к тому, что большая часть выпускаемой продукции не
выдержит конкуренции с зарубежной. Это будет означать дальнейший спад в
промышленности и сельском хозяйстве, что приведет к сворачиванию
многих предприятий. На рынке услуг позиции отечественных компаний еще
слабее. Таким образом, снижение тарифа может иметь поистине катастрофические
последствия для страны.
Задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс,
который обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров, с тем
чтобы, с одной стороны, поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой –
чтобы конкуренция не превращалась в разрушительный фактор для тех или иных
отраслей. Для того и ведутся переговоры, чтобы достичь баланса интересов,
которые отвечали бы и интересам нашей экономики, и интересам наших основных
торговых партнеров.
Мы вступим в ВТО только в том случае, если баланс
прав и обязанностей будет отвечать нашим интересам.
Похожие материалы:
Россия в международном движении капиталов
Россия 1917 г. после февральской революции (Батычко В.Т., 2009)
Российское законодательство о браке и семье
Россия как социальное государство
Россия на международном рынке труда - Проклин А.Н. Мировая экономика
Рост населения и его последствия
|