Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

4. Регулирование торговли на международном уровне

4.2. Россия и ГАТТ/ВТО

В отношениях предшественника России – Советского Союза – с ГАТТ определяющую роль играл климат «холодной войны».

Изменение политической обстановки в 60-х годах привело к первым неформальным контактам между чиновниками секретариата ГАТТ и представителями миссии СССР при ООН. Однако особого успеха эти попытки не имели. Аналогично неудачно закончились контакты 1979-1980 годов. Активная работа по установлению стабильных связей между ГАТТ и Советским Союзом началась лишь в середине 80-х годов. В 1990 году СССР получил статус наблюдателя.

Положение наблюдателя, естественно, не спасало советскую промышленную продукцию от дискриминации на рынках стран ГАТТ. ) Но со своим экономическим механизмом Советский Союз и не мог вписаться в систему ГАТТ, базирующуюся на идеологии рыночных отношений. Со своей стороны, и члены ГАТТ не могли и не стали бы в угоду СССР нарушать ими самими совместно разработанные правила.

Россия продолжает участие бывшего СССР в ГАТТ в качестве наблюдателя. Это означает, что российский экспорт по-прежнему подвергается дискриминации на мировом рынке. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются фактически на все – от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг. Наиболее серьезную угрозу внешнеторговым интересам России представляют антидемпинговые правила, число которых в последнее время растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового и нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства.

Статус наблюдателя означает и то, что практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества – установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, совершенствование общей торговой политики – решаются без участия нашей страны. Мы пользуемся всеми этими решениями ГАТТ на практике, но никак не влияем на их принятие.

Дальнейшее неучастие в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного члена практически ликвидирует возможность для России противодействовать дискриминационным мерам со стороны развитых стран, контролировать соблюдение другими странами требований ГАТТ/ВТО, вести на равных переговоры по торгово-политическим вопросам.

Задержка с вхождением в ГАТТ затрудняет также участие России в интеграции.

Принятие России в ВТО позволит стране использовать сложившийся в торговле международный механизм консультаций и поиска компромиссов при решении спорных вопросов. Мы сможем перевести наши отношения с другими странами на долговременную стабильную основу.

Россия не сразу созрела до понимания необходимости полного членства в ГАТТ. Слишком многое в нем противоречило нашим привычкам и представлениям. Лишь в 1993 году Президент России направил официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена, а в декабре 1994 года Россия подала заявление с просьбой о вступлении в ВТО. «Меморандум о внешнеторговом режиме России» был направлен в ГАТТ в феврале 1994 года. В настоящее время идет его обсуждение, после которого начнутся переговоры по конкретным условиям вступления России в эту международную организацию.

Решение о вступлении в ГАТТ/ВТО означает, что мы готовы принять довольно жесткие правила поведения и определенные обязательства.

Наши партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Мы должны будем пересмотреть таможенные тарифы, чтобы они приблизились к тому уровню, который сложился в ГАТТ, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство, пересмотреть практику в тех областях, которые традиционно очень болезненно воспринимаются в ГАТТ, – в вопросах субсидирования экономики, в практике правительственных закупок. Такова, по предварительным оценкам, минимальная цена, которую придется заплатить России за полноправное включение в систему всемирного регулирования международной торговли.

Принципиальное решение о вступлении в ВТО, необходимое для того, чтобы Россия не оказалась на обочине мирового развития, не означает, что все у нас признают неизбежность этого шага и готовы действовать в этом направлении. Скептицизм распространен достаточно широко, н прежде всего среди руководителей промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, банков, фирм, производящих услуги. По их мнению, открытие внутреннего рынка приведет к тому, что большая часть выпускаемой продукции не выдержит конкуренции с зарубежной. Это будет означать дальнейший спад в промышленности и сельском хозяйстве, что приведет к сворачиванию многих предприятий. На рынке услуг позиции отечественных компаний еще слабее. Таким образом, снижение тарифа может иметь поистине катастрофические последствия для страны.

Задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров, с тем чтобы, с одной стороны, поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой – чтобы конкуренция не превращалась в разрушительный фактор для тех или иных отраслей. Для того и ведутся переговоры, чтобы достичь баланса интересов, которые отвечали бы и интересам нашей экономики, и интересам наших основных торговых партнеров.

Мы вступим в ВТО только в том случае, если баланс прав и обязанностей будет отвечать нашим интересам.

 

Предыдущая

Похожие материалы:
Россия в международном движении капиталов
Россия 1917 г. после февральской революции (Батычко В.Т., 2009)
Российское законодательство о браке и семье
Россия как социальное государство
Россия на международном рынке труда - Проклин А.Н. Мировая экономика
Рост населения и его последствия



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру