В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Прокурор при осуществлении
возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и
организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не
позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить
отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения
проверок на режимных предприятиях;
- при реализации надзорных
полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять
исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о
фактах нарушения закона;
- требовать от
руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых
документов, материалов, статистических и иных сведений;
- выделять специалистов для
выяснения возникших вопросов;
- проводить проверки по
поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности
подконтрольных или подведомственных ему организаций;
- вызывать должностных лиц
и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- по основаниям,
установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об
административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к
иной установленной законом ответственности;
- предостерегать о
недопустимости нарушения закона;
- освобождать своим постановлением
лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений
несудебных органов;
- опротестовывать
противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с
требованием о признании таких актов недействительными;
- вносить представление об
устранении нарушений закона.
Должностные лица органов
прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его
заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Правовые средства
прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных
прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением
законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор
добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных
прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Протест прокурора — это акт (документ) прокурорского
реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа
местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное
фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в
соответствие с законом.
Право принести протест на противоречащий закону
правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует
отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность
прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае
обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и
федеральным законам.
Протест может быть
принесен:
1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий
орган или
вышестоящему должностному
лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен
протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор
должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.
Протест прокурора на
незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.
По своему содержанию протест
состоит из следующих элементов:
- названия органа, в
который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при
необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения
протеста;
- наименования средства
прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест
прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он
принесен, его номера и даты принятия;
- общей характеристики
опротестуемого нормативного правового акта;
- указания статьи, части,
пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному
законодательству;
- приведения конкретных
норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит
опротестуемый нормативный правовой акт;
- предложения (в заключение
протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении
нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным
законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением
обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;
- подписи прокурора.
Внесенный прокурором
протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента
его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста
на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа
местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается
прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств,
требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить
сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения
может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора — это документ
прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в
результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными
органами и их должностными лицами.
Представление об
устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган
или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и
подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную
форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
- фамилию, имя, отчество
должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно
устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату
вынесения представления;
- наименование документа,
указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например,
Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья
детей);
- полное название организации,
где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона,
их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших
наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения
нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует
привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и
способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на
фактических обстоятельствах дела аргументы;
- требования прокурора
принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить
гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и
доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца.
В том случае, если
прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании
коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе
заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
- подпись прокурора или его
заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня
внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению
допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о
результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При
рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне
заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и
законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Если в
ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на
наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава
преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор,
исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании
мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности
следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или
самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства.
В соответствии с ч. 2 ст.
28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором
выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные
ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и
инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено
дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие
административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ,
предусматривающую административную ответственность за данное административное
правонарушение, и другую информацию.
Такое постановление выносится
немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если
требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о
физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об
административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух
суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения
административного расследования постановление о возбуждении дела об
административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.
Постановление прокурора о
возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению
уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок,
установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в
письменной форме.
В целях предупреждения
правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях
прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а
при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки
экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных)
объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с
указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении
предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения
отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие
работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.
Предостережение применяется только при
осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для
профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия
и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского
реагирования, предусмотренные законом.
Предостережение должно
быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о
готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного
лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных
деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда
государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и
свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о
недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и
юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре
органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению
предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка
прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными
лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о
недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального
прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований,
изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было
объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом
порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к
исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники
прокуратуры такими полномочиями не обладают.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия (Батычко В.Т., 2009)
Полномочия представителя в суде
Полномочия субъектов
Российской Федерации в области земельных отношений
Полномочия субъектов
Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и
региональных налогов и сборов в местные бюджеты - ст.58 БК РФ
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
|