В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
7. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Согласно ст.
72 Конституции земельное законодательство, а также полномочия в области
управления и распоряжения природными ресурсами, связанные, в том числе, с
использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана
памятников истории и культуры и др.), находятся в совместном ведении субъектов
РФ и Российской Федерации. За субъектами РФ ЗК РФ также закреплены важные
полномочия в области земельных отношений.
Предоставление
субъекту РФ полномочий в области земельных отношений основано на нескольких
важных положениях: земля - это территория, на которой в силу исторических
обстоятельств расположен соответствующий субъект РФ, значит, он (субъект РФ)
должен иметь определенные права по управлению этими землями. Другой аргумент
связан с тем, что Российская Федерация остается государством, занимающим
обширные территории, и использование земли от субъекта к субъекту, несмотря на
большое количество общих черт и необходимость обеспечения единого
территориального, правового и экономического пространства, все же имеет свои
особенности. Эти особенности и могут (и должны) быть учтены законодательством
субъекта РФ. Так, использование земель, находящихся в области вечной мерзлоты,
очевидно, требует иных способов охраны и мелиорации, чем земли степной зоны.
Полномочия,
закрепленные статьей 10 ЗК РФ за субъектами РФ, на этом уровне сходны по
содержанию с полномочиями, предоставленными Российской Федерации (ст. 9 ЗК РФ).
Исходя из
принципа разграничения права государственной собственности на федеральную и
субъекта РФ последнему предоставлено право по владению, пользованию и
распоряжению землями, находящимися в его собственности, а также право выкупа
земельных участков для нужд субъекта. В последнем случае выкуп осуществляется
на основе ст. 49 ЗК РФ. Необходимо подчеркнуть, что выкуп может осуществляться
из земель, находящихся в муниципальной или собственности граждан (юридических
лиц). Федеральные земли субъект РФ выкупать не вправе.
Определение
иных полномочий субъекта РФ базируется, прежде всего, на уже упомянутой ст. 72
Конституции РФ, в соответствии с которой субъект РФ совместно с Российской
Федерацией осуществляет защиту прав и свобод граждан, в том числе при
реализации прав на землю; осуществляет природопользование; охрану окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности; обеспечивает организацию и
функционирование особо охраняемых природных территорий, а также охрану
памятников истории и культуры. Субъект РФ принимает также участие в
разграничении государственной земельной собственности в соответствии с
порядком, установленным федеральным законодательством. Субъекту РФ принадлежат
и иные полномочия в соответствии с ЗК и иными федеральными законами.
Ряд
полномочий закреплен за субъектом РФ ЗК и иными федеральными законами.
Еще до
принятия ЗК РФ на федеральном законодательном уровне сформировались предпосылки
для закрепления основных полномочий по регулированию земельных отношений на
всех уровнях государственной и муниципальной власти.
Формирование
собственного законодательства субъектами РФ актуально и сейчас, однако условия
законотворчества, задаваемые Федерацией, изменились. Основными федеральными
законами последнего времени в области регулирования земельных отношений ЗК РФ и
ФЗ об обороте сельхозземель установлена иная, чем ранее, модель реализации
принципа совместного ведения: данными законами установлены в ряде случаев
конкретные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и местного
самоуправления в области принятия нормативных актов, а также управления
земельным фондом. Теперь гораздо чаще принятие той или иной нормы на
федеральном уровне или на уровне субъекта РФ оказывается необходимым, поскольку
решение проблемы отнесено к конкретному уровню, а значит, на ином уровне решено
быть не может.
Обратимся к
содержанию основных полномочий субъекта РФ, определенных указанными
федеральными законами.
Это, прежде
всего, положения, устанавливающие определение земель, находящихся в
собственности субъекта РФ; полномочия органа государственной власти субъекта РФ
в области управления и распоряжения земельными участками субъекта РФ,
устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность,
постоянное (бессрочное) пользование, аренду и безвозмездное (срочное
пользование); статьи, устанавливающие общие положения об учете земельных
участков, контроле за качеством земель, находящихся в собственности субъекта
РФ, установлении границ земельных участков. Данные нормы могут быть установлены
в законе субъекта РФ с обязательным учетом того, что ведение земельного
кадастра, землеустройство, мониторинг как формы государственного управления
земельным фондом отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Определение
порядка выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения и доли в
праве на такие земельные участки осуществляется в соответствии с ФЗ об обороте
сельхозземель. Субъекту РФ надлежит также установить порядок отказа
собственников, пользователей, владельцев от земельных участков в том случае,
если земельный участок либо переходит в собственность субъекта РФ, либо
находится в собственности субъекта РФ.
ЗК РФ и ФЗ о
введении в действие ЗК РФ установлено также, что ряд отношений должны быть
урегулированы законами и иными нормативными актами субъекта РФ:
1)
об установлении максимальных размеров земельных участков,
предоставляемых в собственность из земель, находящихся в государственной
собственности бесплатно;
2)
о цене земельных участков из земель поселений под строениями и
сооружениями, выкуп которых осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК
РФ и ст. 2 ФЗ о введении в действие ЗК РФ;
3)
об основах определения арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности субъекта РФ;
4)
о документах, в которых может указываться категория земель (помимо
установленных федеральными нормативными актами);
5)
порядок предоставления служебных наделов и определение категорий
работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих
хозяйств;
6)
порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для
государственных или муниципальных нужд;
7)
установление и прекращение публичного сервитута, а также порядок
использования земельного участка, на котором установлен публичный сервитут, как
собственниками, землевладельцами и землепользователями, так и лицами,
использующими участок в рамках установленного сервитута;
8)
об иных (помимо установленных ЗК РФ) основаниях изъятия земельных
участков для нужд субъекта РФ;
9)
об утверждении региональных программ мониторинга земель;
10) порядок
включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных, использование
которых для других целей не допускается;
11) условия
предоставления земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса скота из
земель сельскохозяйственного назначения;
12) порядок
утверждения и изменения черты поселений городских и сельских поселений;
13) порядок
использования отдельных видов земель промышленности и иного специального
назначения;
14) порядок
уведомления органами исполнительной власти субъекта РФ собственников,
землевладельцев и землепользователей об особом режиме использования придорожных
полос;
15) порядок
отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения;
16) порядок
установления иных (помимо предусмотренных федеральными законами) видов земель
особо охраняемых территорий;
17) порядок
резервирования земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых
территорий регионального значения;
18) порядок
установления зон охраны объектов культурного наследия, а также порядок их
использования.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Полномочия субъектов
Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и
региональных налогов и сборов в местные бюджеты
Полномочия субъектов
Российской Федерации в области земельных отношений - Земельный кодекс
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Полномочия субъектов Российской Федерации по
формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Полномочия суда - Гражданский процессуальный кодекс
Полномочия суда
|