В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.3. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
В приказе Генерального
прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за
законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления» отмечается, что многие
прокуроры, отстаивая принципы федерализма, последовательно используют
полномочия на признание недействительными противоречащих федеральным
конституционным и федеральным законам нормативные правовые акты органов
государственной власти субъектов РФ, активно обращаются в республиканские
конституционные суды с ходатайствами о неконституционности региональных законов.
Вместе с тем в некоторых
случаях следует отметить недостатки в работе органов прокуратуры. Отдельные
прокуроры субъектов РФ примиренчески относятся к принятию в регионах
нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству, уклоняются от
их опротестования или внесения представлений. В некоторых субъектах РФ подобные
факты привели к значительному увеличению числа нормативных правовых актов,
посягающих на основополагающие права и свободы граждан, общества и государства.
В результате продолжительного
действия незаконных правовых актов на местах возникают серьезные конфликты
между властными структурами и населением.
В связи с этим прокуроры
должны исходить при организации надзора за законностью правовых актов из того,
что прокуратура обязана безотлагательно реагировать на все факты принятия в
регионах конституций, уставов, законов, указов, постановлений, распоряжений и
иных нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральному законодательству.
Персональная ответственность за это ложится на прокуроров субъектов РФ.
Для налаживания эффективной
работы с правовыми актами субъектов РФ необходимо:
- обеспечить активное
участие прокурорских работников в подготовке законодательных актов, касающихся
всего населения соответствующих территорий или затрагивающих права отдельных
социальных групп и граждан, рассматривать эту деятельность как реальную
возможность отстаивания публичных интересов;
- совершенствовать методику
сбора, накопления и обработки сведений о противоречащих федеральному законодательству
нормативных актах органов государственной власти; эффективно использовать в
этих целях деловое сотрудничество с полномочными представителями Президента РФ
в регионах; регулярный обмен информацией с контролирующими органами,
общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой
информации; экспертные заключения Министерства юстиции РФ на нормативные
правовые акты субъектов РФ;
- своевременно реагировать
на факты издания органами власти незаконных правовых актов путем внесения протестов,
представлений, а при явно выраженном несогласии законодательного или исполнительного
органа власти с позицией прокурора считать обращение прокурора в суд единственно
правильным способом устранения допущенных нарушений;
- активнее использовать для
корректирования результатов правотворческой деятельности субъектов РФ имеющееся
у отдельных прокуроров право законодательной инициативы, а также право на
обращение с запросом в региональные конституционные суды;
- обеспечить применение мер
уголовной ответственности по фактам злостного неисполнения должностными лицами
решений судов о признании недействительными законов и иных нормативных правовых
актов субъектов РФ;
- шире использовать
потенциал Совета Федерации, Правительства РФ, Комиссии при Президенте РФ по
взаимодействию федеральных органов государственной власти субъектов РФ при
проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ для приведения в
соответствие с федеральным конституционным законодательством региональной
нормативно-правовой базы.
Во исполнение
распоряжения Генерального прокурора РФ от 30.07.1998 № 49/7р «Об организации исполнения
соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции
Российской Федерации от 25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры
РФ по поступающим из Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым
актам субъектов РФ о их несоответствии Конституции и федеральному
законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств
и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных
объединений должны вырабатывать согласованную с органами Министерства юстиции
РФ юридическую оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер
прокурорского реагирования, направленных на пресечение нарушений законности.
Устранение указанных
правонарушений должно осуществляться преимущественно силами прокуроров
субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров,
за конечными результатами этой работы должен быть установлен эффективный
контроль.
В случаях выявления фактов
злостных нарушений законодательства общественными и религиозными объединениями
необходимо направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции РФ для постановки
вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, результаты рассмотрения
таких материалов должны контролироваться.
Сотрудники Генеральной
прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ должны осуществлять совместные выезды
в регионы, где распространены факты принятия незаконных правовых актов. С
участием специалистов Министерства юстиции РФ в необходимых случаях прокуратура
должна ходатайствовать перед соответствующими государственными органами об обращении
с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ,
изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и
совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной
власти субъектов РФ.
Согласно приказу
Генеральной прокуратуры РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений
прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в
прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения
единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения
фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой
инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных
актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы
по систематизации законодательства в органах прокуратуры требует активного
участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании ст. 9
Закона о прокуратуре.
Прокурорам при выявлении
пробелов и недостатков в законодательстве, требующих дополнительного правового
регулирования, предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных
формулировок предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения
Генеральной прокуратуры РФ прокуроров-криминалистов для проработки и
представления на рассмотрение руководству.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Надзор и контроль за обеспечением экологической
безопасности
Надзор за отбыванием осужденными наказания в
виде ограничения свободы - ст.60 УИК РФ
Надзор за осужденными к принудительным
работам и меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания
принудительных работ
Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования
Надлежащее извещение - Арбитражный процессуальный кодекс
Надомники
|