В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
Надзор за соблюдением
законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД
возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это
положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 №
56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований
закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в
аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные
прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных
функций по рассматриваемому направлению деятельности.
Назначенные прокуроры в
свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата
соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров
для осуществления надзора.
Прокуроры субъектов РФ и
приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных
прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой
прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства
по документам ОРД.
Прокуроры, уполномоченные
осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры,
на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД,
должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф
ограниченного пользования.
Допуск для работы с
документами оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска
должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.
Работа с этими
документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в
ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих
государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе
проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих
документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих
отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных,
составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут
персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1
«О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) и Законом об
ОРД, вплоть до уголовной.
Проверки исполнения
законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых
возложено непосредственное осуществление этих функций.
Копия приказа с перечнем
уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по
документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям
органов, осуществляющих ОРД.
Согласно совместному
указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от
18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за
исполнением закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами
федеральной службы безопасности» у прокурора должно быть соответствующее
предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику
органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформляется на
официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и
должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при
необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным нормативным
документам.
В соответствии с требованиями
Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются
уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Уполномоченный прокурор в
ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод
граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами
органов, осуществляющих ОРД, вправе:
- знакомиться с подлинными
оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета,
материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием
оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и
ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения
ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для
осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;
- требовать письменные
объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения
закона;
- давать письменные
указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их
прекращении;
- опротестовывать
незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих
ОРД в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных
мероприятий следователю (органу дознания, в суд);
- отменять незаконные и
необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении
уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;
- опротестовывать
противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями
органов, осуществляющих ОРД;
- вносить представления об
устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих
ОРД;
- требовать от
руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им
оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае
нарушения ими закона;
- проводить проверку при
обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства;
- направлять в суд жалобы,
проверка которых относится к исключительной компетенции судей.
При обнаружении
пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным
прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего ОРД, либо
вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.
При нарушении органом
(должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и
юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством
обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.
В случаях незаконного отказа
в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор
должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или
воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при
наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных
лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
Надзирающие за
законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны
пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при
проведении оперативно-розыскных мероприятий, принимать своевременные меры к их
восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований
привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения
сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об ОРД
поднадзорных органов.
Уполномоченные прокуроры
несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по
ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Полномочия представителя в суде (Батычко В.Т., 2008)
Полномочия представителя
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Полномочия субъектов
Российской Федерации в области земельных отношений - Земельный кодекс
Полномочия субъектов
Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и
региональных налогов и сборов в местные бюджеты
|