В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
В научной и учебной литературе,
посвященной прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое направление деятельности
органов прокуратуры иногда именуется «общим надзором».
Реализуя свои надзорные
полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления
и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры руководствуются положением о
высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории
России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами РФ.
Надзор за исполнением
законов
является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры и
осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе
реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты
прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется
законность в деятельности органов государственной власти, как на федеральном
уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, осуществляя
свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое
воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на
начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные меры к
их устранению.
Таким образом, сущность
надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как
деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей
информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и
интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых
случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях
устранения выявленных нарушений законов.
В соответствии с Законом
о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и
исполнением законов относятся: 1) федеральные министерства, государственные комитеты,
службы и иные федеральные органы исполнительной власти; 2) органы военного
управления, их должностные лица; 3) органы контроля, их должностные лица; 4)
представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной
власти субъектов РФ; 5) органы местного самоуправления; 6) органы управления и
руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Предмет прокурорского
надзора за
исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются
следующие элементы, составляющие его структуру: 1) соблюдение Конституции; 2)
исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам
правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; 4) обеспечение
условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.
При осуществлении надзора
за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы
реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без
реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес
или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с
другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять
мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между
собой сами, без вмешательства публичной власти.
Пределы прокурорского
надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать
по следующим основаниям:
1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением
законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их
должностными лицами.
Прокуроры субъектов РФ осуществляют
надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной
и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами
исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры районов
(городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов
органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной
исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления
коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.
На основании принципов
централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры
вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий
нижестоящих прокуроров.
2) объектам
прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за
соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами
законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ.
Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение,
согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ
Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан
проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора
отсутствуют граждане Российской Федерации.
3) наличию или
отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст.
21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся
на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений
законов, требующих принятия мер прокурором.
Информацию об имеющих
место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан;
сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских,
административных и арбитражных дел; результаты статистики прокурорской и
правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях,
требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты
общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения,
трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан,
нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
Из этого законодательного
требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ
от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере
надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами
субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами
контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются
независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел (Батычко В.Т., 2009)
Сущность управления материальными ресурсами
Сущность, признаки и функции государства
Сущность, причины и направления миграции - Проклин А.Н. Мировая экономика
Сущность, стороны и содержание мирового соглашения
|