Ю.И. Ребрин
Управление качеством
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
Введение
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества,
обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция
делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены)
и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими
качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга
«товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба
обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях
и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для
оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными
характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию.
Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным
стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества
служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции.
Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником
существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных
компаний – яркое подтверждение этого. Такие компании, как «Макдональд», «Тойота»,
«Делта Эйрлайнз», «Термо Кинг», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное
объединение», АО «Ижорские заводы» (Санкт-Петербург), АО «Нитрон» (Саратов)
и др. – вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров, свидетельствуют
о том, что фирмы терпят неудачи, т. к. качество их продукции не соответствует
ожиданиям потребителей.
Вопросам управления качеством посвящены многие исследования
ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества,
поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
Курс «Управление качеством» входит в стандарт подготовки специалистов
в области экономики и менеджмента. Его значение обусловлено той ролью, которую
играет качество в рыночной экономике.
В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг
друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации
потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами
различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления
развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию,
этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием
всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские
свойства товара.
Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики.
Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные
фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия
пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества.
Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако
повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях.
Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители
различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая
связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства,
приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Отсюда вытекает и объективная
связь курса «Управление качеством» с практически всеми техническими и социально-экономическими
дисциплинами, а также его непрерывное пополнение и развитие новыми знаниями
о процессах управления качеством.
В курсе обобщаются достижения теории и практики управления
качеством в настоящее время, даются рекомендации по использованию опыта стран
с развитой рыночной экономикой в условиях переходной экономики России, прослежена
эволюция методов обеспечения качества; сформулированы задачи службы управления
качеством; изложены методологические основы управления качеством и требования
к качеству в соответствии с российскими и международными стандартами; показана
роль сертификации.
Основная идея курса «Управление качеством» – ознакомить студентов,
изучающих экономику и менеджмент, с основными достижениями теории и практики
менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений
во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности
Именно с этих позиций написано настоящее пособие, предлагаемое вниманию читателей.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Управление как социальное явление (Батычко В.Т., 2008)
Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
Управление качеством. Предмет и задачи курса
Управление качеством. Термины и определния (Ребрин Ю.И.)
Управление конфликтами, стрессами и изменениями
|