Ю.И. Ребрин
Управление качеством
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
Термины и определния
Агрегатирование – метод конструирования и эксплуатации
изделий, основанный на функциональной и геометрической взаимозаменяемости
их основных узлов и агрегатов.
Аккредитация испытательной лаборатории или органа
по сертификации – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии
с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность
выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных
работ в заявленной области.
Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция,
имеющая хотя бы один дефект.
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции
требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном
порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации,
подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Испытание – определение или исследование одной или нескольких
характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических,
природных или эксплуатационных факторов и условий.
Качество – совокупность свойств и характеристик
продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или
предполагаемые потребности (ИСО 9000:2000). Качество – совокупность
свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79).
Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной
оценке качества продукции и услуг.
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)
устанавливает, обеспечивает и сохраняет необходимый уровень качества продукции
при ее разработке, производстве и эксплуатации, поддерживаемый путем систематического
контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие
на качество продукции.
Контроль – это процесс определения и оценки информации
об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах
анализа.
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству
и управлению организацией.
Менеджмент качества – скоординированная деятельность
по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Механизм управления качеством продукции представляет
собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых
принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла
продукции и уровнях управления качеством.
Мотив (или побуждение) – стремление удовлетворить определенные
потребности и нужды.
Мотивация персонала (в управлении качеством) – побуждение
работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.
Норма – положение, устанавливающее количественные или
качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила,
общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности
или их результатов.
Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная
на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной
информации (ОКТЭСИ) – официальный документ, представляющий собой
систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок
и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной
информации.
Оценка уровня качества продукции — совокупность операций,
включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции и
определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
Параметрическая стандартизация основана на упорядочении
объектов стандартизации при помощи составления параметрических рядов характеристик
продукции, процессов, классификаторов и т.п.
Петля качества – замкнутый в виде кольца жизненный цикл
продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование
и разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое
снабжение; подготовка производства и разработка технологии и производственных
процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковка и хранение;
реализация и распределение продукции; монтаж; эксплуатация; техническая помощь
и обслуживание; утилизация.
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная
на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные
процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения
целей в области качества
Политика в области качества – общие намерения и направления
деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим
руководством.
Правила – документ, устанавливающий обязательные для
применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки,
методы выполнения работ.
Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером,
которая должна соответствовать содержанию карты контроля.
Регламент – документ, содержащий обязательные правовые
нормы и принятый органом власти.
Рекомендации – документ, содержащий добровольные для
применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки,
методы выполнения работ.
Руководство – лицо или группа работников, осуществляющих
направление деятельности и управление организацией на высшем уровне
Самопроверка (самоконтроль) – персональная проверка и
контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой
на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств
с соблюдением заданной периодичности проверки.
Свойством называется объективная способность продукции,
которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам
системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции
установленным требованиям.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия
продукции установленным требованиям.
Сертификация продукции – процесс, в результате которого
государство совместно с производителем обеспечивает потребителю защиту его
прав на приобретение продукции с декларированными в ГОСТах и нормативно-технической
документации показателями качества и на объективную информацию об этой продукции.
Симплификация – процесс простого сокращения количества
типов или других разновидностей изделий до количества, технически и экономически
необходимого для удовлетворения потребностей.
Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов.
Система «ДЖИТ» (just in time – производство точно в срок)
– комплекс управленческих действий ориентированный на ноль запасов, ноль отказов,
ноль дефектов.
Система контроля качества продукции представляет собой
совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых
видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на
различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Система менеджмента качества – система менеджмента для
руководства и управления организацией применительно к качеству.
Система сертификации – совокупность участников сертификации,
осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе.
Система сертификации однородной продукции – система сертификации,
относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни
и те же конкретные стандарты и правила и та же процедура.
Способ (форма, схема) сертификации – определенная совокупность
действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства
соответствия продукции заданным требованиям (далее – схема сертификации).
Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации,
устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации
и утвержденный компетентным органом.
Стандартизация – установление и применение правил с целью
упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии
всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной
экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Теория «X» характеризуется авторитарным
стилем управления, существенной централизацией власти, жестким контролем по
параметрам, определяющим действия исполнителя.
Теория «Y» соответствует демократическому
стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений
в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических
потребностей, обогащение содержания работы.
Теория «Z» отличается от теории «Y» акцентом
на заботе о людях, характером процесса принятия управленческих решений (доминирование
сопричастных методов), принципами занятости, продвижения и ответственности:
присуща система пожизненного найма, горизонтальная и вертикальная ротация
кадров через каждые два-три года, коллективная ответственность за результаты.
Технический контроль – проверка соответствия объекта
установленным техническим требованиям.
Технический регламент – регламент, содержащий технические
требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические
условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания
этих документов.
Технический уровень продукции – относительная характеристика
качества продукции.
Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная
на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Унификация – действия, направленные на сведение к технически
и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия
различных изделий, деталей, узлов, технологических процессов и документации.
Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная
на выполнение требований к качеству
Управление качеством продукции – действия,
осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях
установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Уровень качества продукции - относительная характеристика,
основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое
и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности
и безопасности использования оцениваемой продукции.
Цели в области качества – то, чего добиваются или к чему
стремятся в области качества.
Цикл Деменга – последовательность выполнения процессов
планирования (PLAN), осуществления (DO), контроля (CHECK) и управления
воздействием (ACTION).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Управление качеством. Предмет и задачи курса
Управление качеством. Введение (Ребрин Ю.И.)
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Управление конфликтами, стрессами и изменениями
Управление кредитными рисками (Фролова Т.А., 2010)
Управление курсором
|