Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия, Менеджмент, Организация бизнеса

Экономика, организация и управление на предприятии
Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

4. Система управления предприятием

4.1. Сущность, цели и задачи управления предприятием. Основные функции управления

4.1.1. Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления

В общем случае управление - это непрерывный процесс воздействия субъекта на объект управления для достижения целей при наименьших затратах времени и ресурсов. Отсюда вытекает, что любая система управления (рис. 4.1) имеет такие элементы как субъект, объект, цели и различные иерархические и функциональные связи между ними, которые принято разделять на прямые (воздействие субъекта на объект) и обратные (реакция объекта на воздействие). Системы управления находятся в определенной среде, взаимодействуют с ней и поэтому принято также делить связи на внутренние и внешние.

Рис. 4.1. Состав элементов систем управления

Любая система управления всегда на что-то ориентирована, т.е. имеет смысл своего существования и соответствующие этому смыслу цели. Целевые установки имеют вид дерева целей – иерархичной группировки подцелей, ориентированных на достижение стратегической, корневой цели.

Среди различных систем управления – технических, автоматических, человеко-машинных и т.д. выделяют социально-экономические системы управления – те, у которых в качестве и субъекта, и объекта управления выступают люди с их социально-экономическими характеристиками и интересами. К таким системам управления относят и управление предприятием.

Как отмечалось выше, основное предназначение производственных предприятий – удовлетворение определенных потребностей людей и общества (в товарах, услугах, работах) в обмен на получение прибыли собственниками предприятия, и отсюда в состав основных элементов системы управления предприятия входят:

- цели – получение прибыли и удовлетворение потребностей в продукции (работах, услугах) людей и общества;

- субъект управления – собственник (собственники) предприятия, осуществляющий свою деятельность с помощью менеджеров – активных представителей собственника предприятия, наделенных полномочиями и берущих в пределах этих полномочий на себя ответственность за принятие управленческих решений;

- объект управления – коллектив предприятия, ресурсы, производственно-техническая и иные виды деятельности предприятия.

Взаимодействие субъекта и объекта управления, т.е. сам процесс управления осуществляется посредством принятия и реализации управленческих решений менеджерами и реакции на них со стороны других менеджеров, исполнителей и других работников.

Принятие управленческих решений имеет и информационно-технологический аспект – это получение, хранение, передача, переработка и использование информации.

Достижение целей реализуется через решение управленческих задач. Решение задач управления ─ это выбор оптимальных способов достижения поставленных целей посредством воздействия на управляемые объекты.

Решение задач управления осуществляется посредством выполнения функций управления ─ относительно устойчивых видов управленческой деятельности, регулярно повторяющихся в процессе функционирования и развития предприятия. Способы реализации функций управления называют методами управления.

К важным характеристикам систем управления предприятием относят также организационную структуру управления – форму организации процесса управления, т.е. состав управленческих служб и виды связей между ними.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Организация ремонтной службы предприятия
- Виды эффекта от сокращения цикла СОНТ
- Предприятие как организационная система.
- Производственный процесс и принципы его организации

Похожие материалы:
Управление интернационализацией бизнеса
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Управление интернализацией бизнеса
Управление изменениями
Управление как социальное явление
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе (Ребрин Ю.И.)
Управление качеством. Введение



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2017, Консалтер.Ру