Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия, Менеджмент, Организация бизнеса

Экономика, организация и управление на предприятии
Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

5. Коммерческие и информационные механизмы развития промышленного предприятия

5.3. Информационные технологии управления бизнес-процессами на предприятии

Бизнес-процесс – совокупность одной или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или стратегическую цель предприятия, как правило, в рамках его организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.

Бизнес-процесс обычно связан с операционными задачами и бизнес-отношениями, например, процесс обработки страховых полисов или процесс разработки нового изделия. Процесс может целиком осуществляться в пределах одного организационного подразделения, охватывать несколько подразделений в рамках организации или даже несколько различных организаций, как, например, в системе отношений клиент-поставщик. Бизнес-процесс может включать в себя формальные или относительно неформальные взаимодействия между участниками; его продолжительность также может колебаться в широких пределах.

Нельзя просто так сформировать оптимальную структуру предприятия, необходимо сначала выстроить и описать структуру бизнес-процессов и их взаимодействие, а затем выстраивать заново оргструктуру, которая бы эффективно поддерживала эти бизнес-процессы. Выстраивание бизнес-процессов – это не высасывание из пальцев чего-то, что соответствует некоторой модной теории. Процессы объективно существуют на каждом предприятии, большом и маленьком. Если бы их не было, не летали бы самолеты, не строились бы дома, прилавки магазинов не заполнялись бы товаром и т.д. Другой вопрос – как, в каком виде они существуют?

Для сегодняшнего этапа развития характерно:

·        бизнес-процессы очень фрагментарны;

·        они не четко описаны и не документированы;

·        по мере выполнения процесса слишком часто происходит делегирование полномочий и никто не несет ответственности за процесс в целом;

·        как правило, никто не владеет информацией о процессе в целом, т.е. четко не определен владелец процесса;

·        не всегда понятно, кто же отвечает за конечный результат выполнения процесса;

·        недостаточность или избыток точек контроля за процессом;

·        информационное обеспечение процессов часто неэффективно – на каких-то участках наблюдается сверхизбыточность информации, на каких-то явный ее недостаток, не говоря уже о ее целостности, полноте и своевременности поступления.

На типичном промышленном предприятии процессы, связанные с производством, т.е. с устоявшейся технологией (например, выплавка стали и последующий ее прокат) выполняются достаточно эффективно, обеспечение их технологической информацией с помощью АСУ ТП тоже, как правило, находится на удовлетворительном уровне. Но если касаться процессов управления, то наблюдается ряд проблем следующего характера:

·        информация по производственным процессам, связанная с затратами, обеспечением и использованием ресурсов, с движением продукции по производственному циклу часто недоступна или просто не фиксируется, что вызывает большие проблемы с управленческим учетом и оперативным принятием управленческих решений;

·        процессы, связанные с привлечением и обслуживанием клиентов, с выполнением их заказов в срок, с экспортно-импортными операциями, с взаимодействием с внутренними поставщиками и т.д. существуют в довольно ущербном виде. Все старания отдельных менеджеров выполнить их хорошо ведут, как правило, к многократному увеличению накладных расходов и повышению себестоимости выполнения процессов, что немедленно отражается на показателях рентабельности.

В данном случае производственная или бизнес-система рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, которые обеспечивают достижение целей компании. Различают основные и вспомогательные процессы. Основные процессы – это те, которые добавляют качество (например, производство, снабжение, сбыт). Они выполняются несколькими подразделениями в рамках предприятия и взаимодействуют как с клиентами, так и с поставщиками. Вспомогательные процессы формируют инфраструктуру организации (финансы, информатизация, управление персоналом и т.п.).

Деятельность практически любой компании условно можно разделить на три вида:

·        производственная;

·        учетная;

·        интеллектуальная.

Бизнес-процессы макроуровня, т.е. проистекающие в рамках всего предприятия с участием различных его подразделений, включают в той или иной пропорции все перечисленные виды деятельности, в то время как процессы на низшем уровне могут специализироваться в рамках одной из них.

Если рассматривать в качестве примера процесс продажи некоторого продукта или услуги, то:

·        производственная составляющая связана с фактической деятельностью по продаже, такой как встречи с потенциальными заказчиками, подготовка предложений, ведение переговоров об условиях контракта, фактическое оформление заказов на продукты и услуги, их доставка, рассмотрение претензий клиентов, предоставление услуг по поддержке и т.д.;

·        учетная составляющая включает управление запасами (складом), выписку счетов и их регистрацию, проведение и получение платежей, ведение статистики продаж и т.д.;

·        интеллектуальная составляющая охватывает такие виды активностей, как сегментация рынка и позиционирование на нем, разработка стратегии ценообразования, сравнение качества услуг и эффективности продажи с существующими эталонами, идентификация потенциальных клиентов, совершенствование инструментов поддержки, поиск новых методов и схем продаж, переложение части работы на субподрядчиков, когда это требуется и т.д.

Любой вид деятельности содержит эти три аспекта, каждый из которых можно в определенной мере развивать, совершенствовать и автоматизировать (рис. 5.2) . Интересно посмотреть, какая доля издержек связана с каждым из них. Согласно аналитикам из W&GS (Франция), на уровне отдельного предприятия на производственные функции приходится, как минимум, 70% затрат. (В некоторых секторах, например, в розничной торговле, эта цифра достигает 85% и более.) Учетные функции, охватывающие традиционную бухгалтерию, управление запасами и т.д., представляют около 10% от общих затрат. Интеллектуальные функции составляют менее 20% от общих затрат.

Наиболее обеспеченными с позиций информационных технологий оказываются учетные функции, т.к. в традиционных информационных системах основное внимание сосредотачивается на автоматизации именно учетных функций, причем это рассматривается как стратегическая задача, поскольку она позволяет руководству принимать решения на основании реально оцениваемой и контролируемой ситуации. Автоматизация учетных функций, как правило, предполагает использование специализированных систем планирования ресурсов предприятия (ERP ‑ enterprise resource planning) или отдельных специализированных систем для ведения бухгалтерского учета, работы с договорами, систем управления базами данных о клиентах, состоянии платежей, ведения статистики и учета. Эти системы базируются на традиционных приложениях, в основе которых лежат мониторы обработки трансакций. Однако, как уже было сказано, эти инструменты автоматизируют функции, на которые приходятся лишь около 10% затрат компании.

Интеллектуальные функции по стоимости в два раза превосходят учетные. Для их поддержки используются технологии управления знаниями (KM ‑ knowledge management), которые представляют собой совокупность инструментальных средств, предназначенных для хранения и извлечения знаний:

·        инструменты управления документами для хранения и поиска документов;

·        хранилища данных и средства «добычи данных» для хранения и анализа данных, поступающих от приложений учета;

·        средства полнотекстовой индексации и поиска, составляющие основу поисковых машин, имеющихся сегодня в Internet, и предназначенных для поиска документов по их содержимому.

·        тезаурус, обеспечивающий возможность интеллектуального поиска по полнотекстовым индексам путем хранения иерархий, отношений и подобий терминов;

·        лингвистические инструменты для поддержки запросов на естественных языках;

·        - семантические сети для хранения смыслового содержания документов в виде сети действий над объектами, обеспечивающие мощный поиск документов на основе сличения с сетевыми образцами (например, все документы о превращении материалов в условиях высокой температуры);

·        «обучающиеся» интеллектуальные инструменты поиска и извлечения документов, представляющие интерес как для пользователя, так и для целевых систем, предоставляющих различные функции.

Как уже говорилось, эти инструменты используются для анализа рынка и оценки возможностей в различных областях, для принятия оптимальных решений, ориентации описания продукта, организации производства, повышения эффективности деятельности по продаже и т.д.

На производственные функции приходится более 70% затрат, т.е. в семь раз больше, чем на учетные. С точки зрения возможностей, это широчайшее поле деятельности для автоматизации. И, согласно прогнозу, в ближайшие двадцать лет именно эта сфера будет одним из важнейших объектов внимания. Для труднопрогнозируемых производственных функций, например, для чрезвычайно персонализированных финансовых услуг, широкий спектр возможностей для коллективной работы предоставляют инструменты группового программного обеспечения (groupware). Однако для основной массы производственных функций серьезные перспективы в плане радикального повышения продуктивности и качества открываются благодаря системам workflow в сочетании с системами управления документами, которые ориентированы на бизнес-процессы.

контрольные Вопросы :

1.     Что такое лизинг?

2.     Какие существуют виды лизинга?

3.     В чем особенность финансового лизинга?

4.     В чем состоят преимущества лизинга как арендного механизма?

5.     Что такое франчайзинг?

6.     Дайте характеристику субъектов и объектов франчайзинга?

7.     Какие бывают виды франчайзинговых сделок?

8.     Что такое франчайзинговая сеть?

9.     Дайте характеристику основных видов франчайзинговых сетей.

10.     Что такое бизнес-процесс?

11.     Дайте характеристику основных видов бизнес-процессов?

12.     В чем особенность производственных бизнес-процессов?

13.     В чем особенность учетных бизнес-процессов?

14.     Какие виды информационных технологий применяются при управлении бизнес-процессами?

15.     В чем особенность применения информационных технологий?

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Тарифная система оплаты труда
- Организационно-правовые формы организаций
- Общая характеристика типов производства
- Разработка комплекса маркетинга

Похожие материалы:
Информационные технологии в логистике
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений
Информационные технологии
Информация
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Информация и коммуникация в управлении
Информация и коммуникация в управлении



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру