Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
4.4. Информационные технологии в логистике
Информационные
технологии –
совокупность методов, произ-водственных и прогpаммно-технологических средств,
объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение,
обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости
процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и
оперативности работы с ними.
Исследования логистических процессов, проводившиеся в научных
центрах развитых стран, свидетельствуют о том, что главные направления развития
логистических систем в ближайшие годы будут тесно связаны с компьютерными
технологиями. Рассмотрим основные направления развития информационных
технологий.
· Интернет-технологии: поисковые системы (Rambler, Yahoo), информационные серверы
(Web-cepвep ИКС МИР), интерактивные магазины, браузеры (browseгs) – программы, позволяющие
находить и просматривать гипертекстовые документы, помещенные в Сети, на
компьютере пользователя (Мicrosоft
Internet Explorer, Opera), почтовые программы (MS Outlook, The Bat),
программы для общения (ICQ, IPhone) и др.
· Технология
электронного обмена данными (EDI – Electronic Data Interchange) позволяет автоматизировать создание, отправку,
получение и обработку любых электронных документов и интегрировать их с
действующими бизнес-приложениями. Технология EDI появилась для того, чтобы
преодолеть недостатки, присущие процессу традиционного обмена документами в
логистике, который, к сожалению, для российской экономики пока еще является
весьма распространенным. К ним можно отнести: долгий цикл
получения/подтверждения заказа, слабо формализованный и неподдерживаемый
процесс согласования изменений в заказе; высокую стоимость за счет необходимости
постоянных телефонных перегoворов и уточнений,
длительное выставление счета.
· Электронная
цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит
электрон-ного документа, предназначенный для защиты данного электронного
документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа
подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Электронный документ, заверенный ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в
качестве письменного доказательства и имеет правовой статус документа.
·
Маркировка – нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или
тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения для
повышения эффективности товародвижения продукции, обеспечения ее безопасности,
качества, соответствия стандартам и международным нормам, а также более
эффективного контроля состояния на всех стадиях логистической цепи. Носители
маркировки подразделяются на этикетки, ярлыки, вкладыши, бирки, кольеретки,
контрольные ленты, клейма, штампы и др. По своей структуре маркировка обычно
включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или
информационные знаки. Текст маркировки несет в себе информацию по
использованию, качеству, сроку годности, дате изготовления с идентификацией
продукта по стране, фирме-производителю. Рисунок не является
обязательным элементом маркировки, его нанесение преследует, как правило,
выполнение мотивационной и эмоциональной функций и значительно реже
идентификационных и информационных. Цель условных обозначений –
идентифицировать товар конкретной фирмы, выделить его из массы аналогичных
товаров. Они включают в себя: товарные знаки, знаки наименования и
происхождения товара манипуляционные знаки, экологические знаки,
предупредительные знаки, знаки опасности, штриховое кодирование,
идентифицирующие и информационные знаки, размерные знаки, эксплуатационные
знаки, компонентные знаки.
Компонентные знаки формируют достаточно обширный
перечень условных обозначений маркировок, предназначенных для информации: о
применяемых пищевых добавках – «индекс Е», химическом составе товара – краски,
лаки, металлы, шпатлевки и пр.
Размерные знаки введены для обозначения конкретных
физических величин, определяющих количественные параметры товара: массу, вес,
объем, длину и пр.
Эксплуатационные маркированные знаки предназначены
для информации потребителя о правилах эксплуатации, монтажа, наладки и ухода за
потребительскими товарами.
Предупредительные знаки маркировки предназначены для
обеспечения безопасности потребителя, товаров и сохранения окружающей среды при
перевозке, хранении и использовании потенциально опасных товаров путем
предупреждения об опасности или указания на выполнение обязательных действий по
предупреждению опасности.
Экологические маркированные знаки (экомаркировка) –
комплекс знаков, предназначенных для информации потребителей об экологической
чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их
применения, эксплуатации или утилизации.
Манипуляционные знаки формируют комплекс условных
обозначений, предназначенных для информации о способах обращения (хранения,
складирования, перевозки, погрузки-выгрузки и др.) с грузами (тарой) и
товарами. Манипуляционные знаки (предупредительные надписи), указывающие на
способы обращения с грузом, наносят на каждое грузовое место в левом верхнем
углу на двух соседних стенках тары.
· Технологии
бесконтактной идентификации –
технические средства, организационные мероприятия, последовательность действий,
обеспечивающие распознавание и регистрация объектов и прав, ввод этой
информации в компьютер без использования клавиатуры в режиме реального времени.
В настоящее время известен ряд технологий бесконтактной идентификации, среди
них:
- карточные технологии –
на основе магнитной полосы, смарт-карты (с интегральной микросхемой для
хранения информации), оптической карты;
- биометрические технологии, например, распознавание подписи, доступ к персональным
компьютерам и сетям;
- технологии штрихового кодирования – для эффективного учета движения материальный
ценностей каждому товару присваивают уникальный код и обеспечивают его быстрое
считывание при минимальных ошибках. Штриховой код (ШК) – это
символ, состоящий из рисунка полос (штрихов) и пространства между ними
(пробелов), отображающий машинный код букв и чисел в двоичной системе.
Технология сканирования ШК обеспечивает преобразование изображения кода в
компьютерные данные. Сегодня на отечественном рынке торгового оборудования
предлагается более 100 моделей и модификаций разнообразных устройств считывания
ШК разных производителей:
ü простейшие
сканеры контактного действия, которыми
надо дoтронуться или провести по ШК;
ü мобильные
ручные терминалы сбора данных, которые,
как правило, имеют встроенный лазерный сканер, способный считывать ШК на
расстоянии;
ü настольные
устройства (или встраиваемые в стол);
- технологии радиочастотной идентификации (RFIDтехнологии, Radio Frequency
ldentification) – микросхема RFID передает информацию в радиодиапазоне на устройство
считывания или сканер. Традиционные печатные ШК обычно считываются лазерным
сканером, которому для определения и извлечения информации требуется прямая
видимость. При использовании технологии RFID
сканер может считать закодированную информацию, даже когда бирка с ней скрыта,
например, встроена в корпус изделия или вшита в одежду. RFID-технологии обеспечивают электронный контроль доступа и
перемещений персонала на территории предприятий и складов; выдачу и перемещение
товаров и материальных ценностей, контроль, защиту дорогих изделий на складах и
в магазинах; защиту и сигнализацию на транспортных средствах и мн. др;
- Международная система автоматической идентификации EAN UCC применяется для идентификации единиц учета
уникальным глобальным идентификационным номером товара GTIN (Global Trade Item Number). Номер GTIN отображается на упаковке товаров в виде
штрихового кода международной системы кодирования EAN/UCC–13. Основными
составляющими системы EAN UCC наряду с GTIN являются код SSCC-18 и глобальный
идентификационный номер EAN/UCC GLN. Код SSCC-18 применяется в
логистических операциях и является уникальным идентификатором на всех этапах
контроля передвижения грузовой отправки. Он используется всеми сторонами,
участвующими в транспортировке, в качестве уникальной ссылки на подробную
информацию о грузе, хранимую в перевозочном документе (компьютерном файле).
Глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN (Global Location Number) представляет собой 13-разрядный цифровой код (номер)
предназначенный для идентификации предприятий, функциональных подразделений,
физических местоположений. Он не несет в себе содержательной информации, а
представляет собой ссылку на данные, хранящиеся в компьютерной базе данных. По
номеру EAN/UCC GLN в базе данных при необходимости можно быстро отыскать более
подробную информацию о предприятии (организации) или подразделении, например,
юридический и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии директора и
управляющих, xapaктеристики складских помещений и т.д. Глобальный
идентификационный номер GLN используется в системах электронного обмена данными
EDI, где требуется точное обозначение адресатов сообщений, участников
коммерческих транзакций и их местоположения. Использование кодовых обозначений вместо
полных наименований является ключевым условием работы системы EDI;
- сеть EPCglobal Network предположительно должна стать основой глобальной цепи
управления поставок будущего. Сегодня EPCglobal – это совместное некоммерческое предприятие, которое
основали международная ассоциация товарной нумерации, EAN Intemational и
американский совет по унифицированному коду, UCC. Задача EPCglobal состоит в разработке и продвижении стандартов для всех составляющих сети EPCglobal Network, к которым относятся: система нумерации ЕРС;
радиочастотные метки, считывающие устройства, протоколы взаимодействия;
управление событиями в реальном времени, архитектура сети и др. Цель проводимой
EPCglobal стандартизации состоит в разработке технических спецификаций и
стандартов, с помощью которых пользователи, представляющие широкий круг
отраслей промышленности, смогут повысить эффективность своих операций в цепях
поставок. Цель создания сети EPCglobal Network
заключается в том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентификацию
товаров и обмен информацией о них в цепи поставок;
- системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) (PMR – Pгofessional Моbile Radio) – системы двусторонней сухопутной подвижной радиосвязи,
использующие диапазон ультракоротких волн (УКВ). Сети ПМР используются
огpаниченными гpуппами пользователей, объединенными по профессиональному
признаку. Это могут быть ceти оперативного, диспетчерского,
административно-хозяйственного, производственно-технологического и т.п.
назначения. Они используются транспортными и производственными предприятиями,
силовыми структурами и т.д. Именно поэтому сети ПМР часто называют
ведомственными и корпоративными сетями радиосвязи;
- системы сотовой связи. Заложенные
в основу различных стандартов сотовой связи технические принципы их построения
позволяют решать с их помощью задачи местоопределения абонентов. Эта услуга
представляет особый интерес для таких пользователей, как: курьерские службы и
службы посыльных, грузоотправители и перевозчики; торговые и сервисные
компании, компании, занимающиеся прокатом автомобилей и др.;
- спутниковые технологии –
спутниковые системы связи (ССС), спутниковые радионавигационные системы (СРНС)
и диспетчерские системы коммерческого управления транспортом (ДСКУТ). Многие
логистические компании оснащают свои транспортные средства приемниками
спутниковых радионавига-ционных систем GРS (Global Positioning System) или ГЛОНАСС (Глобальная
Навигационная Спутниковая Система), благодаря которым они сами, будучи за
тысячи километров, могут контролировать перемещение гpузов их клиентов по
земному шару и предоставлять клиентам такую возможность, например, на Wеb-сайте в режиме реального времени. Эти технологии
используются в системах обеспечения безопасности движения воздушного и водного
транспорта, мониторинг и управление дальними транспортными и грузовыми
перевозки, связь и навигация на железнодорожном транспорте, обеспечение
деятельности различных служб в чрезвычайных ситуациях и др. Спутниковая система
ДСКУТ для автомобильногo транспорта Euteltracs
обеспечивает высоконадежную и удобную двустороннюю текстовую связь диспетчера
со всеми своими водителями в любой точке европейского континента в любое время
суток, а также постоянное наблюдение за их движением по карте автодорог на
экране компьютера и телеметрический контроль состояния гpуза.
· ИТ-аутсорсинг
(IT
outsourcing) – это передача предприятием части
функций по управлению и поддержке собственных информационных ресурсов внешней
фирме:
- внутренний аутсорсинг – оказание услуг
на территории пос-тавщика, с использованием eгo инфраструктуры и персонала. Иногда клиенту требуется
расширить бизнес в регионах, а управление удаленными офисами задача с точки
зрения ИТ довольно трудоемкая: это и подбор кадров, и контроль за ними. Крупная
компания-провайдер, имеющая либо широкую филиальную сеть, либо сеть
субподрядчиков, имеет возможность решать эти вопросы клиента путем внутреннего
аутсорсинга. Это обслуживание практически любого компьютерного оборудования и
предоставление ИТ-персонала;
- внешний аутсорсинг –
это оказание заказчику трех типов услуг на eгo территории:
1) аренда приложений, размещаемых на площадке IT компании, например, офисные
приложения или системы типа ERP, CRM. Этот вид услуг пользуется сегодня спросом в основном у
средних компаний с высокой степенью востребованности информационных ресурсов и
технологий, например, у торговых фирм с развитой филиальной сетью;
2) предоставление в
аренду инфраструктуры с высокой степенью
защиты, с мощными каналами связи, обеспечивающими бесперебойную работу системы.
На сегодняшний день это один из наиболее популярных видов ayтсорсинга,
востребованный компаниями, имеющими крупные Интернет-проекты, являющиеся
инструментом бизнеса (например, платежные системы, он-лайновые магазины);
3) корпоративный
ayтcopсинг, связанный с размещением в
dаtа-центре всей информационной системы заказчика целиком либо значительных ее
частей. Провайдер размещает у себя систему, обеспечивает ее безопасность,
резервирование данных (возможно, и резервирование всей системы целиком), у
клиента же расположены только рабочие места. Этой услугой интересуются в
основном финансовые компании и компании, сильно разветвленные географически.
· Использование
WMS (Warehouse Management System) для управления
складом – аппаратно-программный комплекс, позволяю-щий эффективно
управлять размещением и перемещениями товаров на складе. Кардинальное различие
между WMS и складскими учетными системами в том, что WMS помимо чисто учетной
функции выполняет и активную управленческую роль, анализируя все задачи,
стоящие в очереди на выполнение, оптимизируя маршруты движения
погpузочно-транспортного оборудования, и выдавая сигнал складскому персоналу о
необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу. Решения, предлагаемые
такими фирмами, как Microsoft, Oгac1e и SAP, являются
привлекательными для автоматизации «с нуля», поскольку это не просто WMS, а
WMS, интегpированные в ЕRР-системы.
· MRP (Materials Requirement
Planning – планирование потребностей в материалах), MRP II (Manufacturing Resource Planning – управление производственными ресурсами), ERP (Enterprise Resource Planning – управление
ресурсами предприятия) – технологии планирования и управления
ресурсами предприятия различного уровня охвата (задачи планирования и управления
производством, материально-техническим снабжением, финансовыми ресурсами и др.)
(см. §7.5 в [1]).
· CALS
(Continuous
Acqusition and Life cусlе Support –
непрерывные развитие и поддержка жизненного цикла продукции) – это интегрированная информационная система,
поддер-живающая весь жизненный цикл изделия, который включает следующие стадии:
маркетинг; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка
процессов; закупки материалов и комплектующих; производство или предоставление
услуг; упаковка и хранение; реализация; монтаж и ввод в эксплуатацию;
техническая помощь и сервисное обслуживание; послепродажная деятельность или
эксплуатация; утилизация и переработка в конце полезного срока службы. Эта
технология развивает ERP путем обеспечения
взаимодействия с заказчиками, с поставщиками, послепродажного сопровождения
изделия, непрерывного совершенствования бизнес-процессов (Business Processes Reengineering), управления проектами и заданиями (Project Management/ Workflow
Management), управления качеством (Quality Management), интегрированной
логистической поддержки (Integrated Logistic) и
т.д. Сегодня концепция CALS превратилась в глобальную стратегию повышения
эффективности бизнес-процессов за счет информационной интеграции и совместного
использования информации на всех этапах жизненного цикла продукции.
·
Компьютерное моделирование различных
проектов для предупреждения
неэффективного привлечения капиталов (например, в сферу запасов), неудачного размещения
складов либо выбора их структуры с позиций потенциала, интенсивности
использования.
·
Многое другое.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений
Библиотека: Информационные технологии
Информационные системы управления и контроллинг
Информационные технологии управления бизнес-процессами на предприятии
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Информация
Информация и коммуникация в управлении
|