Г.Я.
Гольдштейн
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ
7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих
решений
Классификация информационных технологий представлена на рис. 30.
Из всего обилия компьютерных информационных систем далее рассматриваются два
типа:
- управленческие информационные системы (MIS),
- системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system).
В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким образом,
чтобы обеспечить оперативное управление. Основные компоненты MIS - база данных,
компьютерная система и форма, в которой данные распределяются.
Рис.30. Классификация информационных технологий
Примеры информации, которая формируется в базах данных, - цены, выход продукции,
скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS
существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип
правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно
организована.
Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений
фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих
решений. Построение модели остается творческим процессом.
DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом
DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной
информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе.
Следовательно, DSS часто интегрирует экономико-математические модели как первичные
элементы системы, с которой ЛПР взаимодействует (табл.7.2).
На схеме рис. 31 показаны информационные потоки взаимодействия менеджера и
компьютерной системы DSS, что обычно называется анализом «что, если .... ?»
Компьютер генерирует результаты на экономико-математической модели, а менеджер
его спрашивает: «Что произойдет, если что-нибудь изменится в модели?» (например,
цены, издержки, их структура и т.д.). Менеджер может также промоделировать возможные
решения и оценить потенциальные результаты.
Таблица 7.2
Различия MIS и DSS
MIS
|
DSS
|
Акцент делается на структурирование задач при предварительно
определенных стандартных процедурах, правил их решения и информационных
потоках
|
Акцент делается на решения
Структура компьютера и аналитическая помощь важны, но оценки
менеджера более существенны
|
Выигрыш состоит в снижении затрат, необходимого времени, количества
обслуживающего персонала и т.д.
|
Выигрыш состоит в расширении диапазона и возможности компьютеризации
процессов решения с целью помочь менеджеру увеличить эффективность работы
|
Влияние на принятие менеджером решения непрямое, т.к. обеспечивается
доступ к необходимым данным
|
Влияние на менеджера состоит в создании необходимого инструментария
под его непосредственным контролем, что не является попыткой автоматизировать
процесс решения, предопределить цели и оказать давление на решение
|
Рис. 31. Блок - схема DSS
Дополнительным аспектом DSS является взаимодействие между ее составными частями.
Например, решения по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг,
распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку
«кооперативного» решения.
Решения менеджера не означают конца операций DSS. Они и их последствия в форме
обратной связи обеспечивают дополнительные данные в базе данных. Таким образом,
идеальная DSS - это динамичная система с непрерывным обновлением данных.
Развитие таких систем - экспертные системы. Это компьютерные программы, включающие
базы знаний по частным проблемам и механизмы взаимодействия элементов этих баз
- по сути интеллектуальные DSS.
Сравнение DSS и экспертных систем приведено в табл. 7.3.
Таблица 7.3
Сравнение DSS и экспертной системы
Характеристика
|
DSS
|
Экспертная система
|
Цели
|
Помочь ЛПР
|
Воспроизводить советы
|
Кто принимает решения
|
ЛПР и/или система
|
Система
|
Основная ориентация
|
Принятие решений
|
Представление экспертиз и советов
|
Основное направление интервьюирования
|
ЛПР интервьюирует машину
|
Машина интервьюирует ЛПР
|
Природа обеспечения
|
Индивидуальная, групповая, организаций
|
Индивидуальная или групповая
|
Методы управления данными
|
Численные
|
Символьные (в основном)
|
Характеристики проблемных областей
|
Комплексные, широкие
|
Узкие
|
Окончание табл. 7.3
Характеристика
|
DSS
|
Экспертная система
|
Типы исследуемых проблем
|
Специальные, уникальные
|
Повторяющиеся
|
Содержание базы данных
|
Фактические знания
|
Процедуры и фактические данные
|
Способность делать заключения о причинах
|
Отсутствует
|
Есть ограничения
|
Способность объяснения
|
Ограниченная
|
Существует
|
База знаний включает в себя большую сумму знаний относительно проблем, «запомненных
в системе». Исследователи находят, что использование этой массы знаний более
эффективно, чем использование специальных решающих процедур. Экспертные системы
являются консультантами в принятии решений, т.к. содержат факты, знания и правила,
которые взаимодействуют в проблемной области.
Пример общей структуры экспертной системы классификации на основе правил приведен
на рис. 32.
Рис. 32. Структура информации в экспертной системе классификации
Выгоды оперирования реальным знанием и способности экспертных систем ведут
к созданию и использованию систем с искусственным интеллектом. Центральным моментом
искусственного интеллекта является использование более эвристики (или правил
перебора), чем алгоритмов обработки информации. Эвристика включает инструкции,
правдоподобные аргументы или правила перебора для принятия решений и таким образом
отражает человеческое поведение точнее, чем алгоритмы.
Другой важной характеристикой систем с искусственным интеллектом является то,
что они оперируют символами так же хорошо, как числами.
Экспертные системы с искусственным интеллектом находят применение в планировании,
управлении производством, обслуживании оборудования, т. е. в областях, где решения
в области управления не могут полностью основываться на алгоритмах.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Информационные технологии
Орлов А.И. Менеджмент: Информационные системы управления и контроллинг
Информационные системы обеспечения
градостроительной деятельности
Информационные технологии в логистике
Информационные технологии управления бизнес-процессами на предприятии (под ред. Боровской М.А., 2008)
Информация
|