Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
3. Организация и планирование производства
3.2. Планирование и организация цикла создания и освоения новой продукции и технологии
3.2.2. Виды эффекта от сокращения цикла СОНТ
Оценка экономического
эффекта от сокращения цикла СОНТ может быть проведена отдельно по видам
(составляющим) и по общей сумме. К отдельным видам эффекта относят:
-
сокращение затрат в результате проведения организационных и технических
мероприятий;
-
снижение себестоимости при освоении изделий в результате проведения
функционально-стоимостного анализа (ФСА);
-
снижение себестоимости продукции за счет условно-постоянных расходов,
приходящихся на одно изделие, вследствие увеличения выпуска новых изделий и за
счет условно-переменных (прямых) затрат, вследствие снижения трудоемкости в
период подготовки и освоения производства;
-
ускорение освоения новой продукции – эффект, получаемый за счет
производства и эксплуатации дополнительного количества новой продукции.
Перечисленные виды
экономического эффекта, получаемые при сокращении цикла СОНТ, являются
независимыми и могут быть просуммированы для определения результативного
суммарного эффекта, получаемого за счет совершенствования процессов СОНТ и
повышения качества новой техники.
Первая составляющая
эффекта (Э1) выражается в сокращении затрат в результате
проведения организационных и технических мероприятий, направленных на
сокращение трудоемкости стадий и этапов ТП. Достигается это, как уже выше было
сказано, путем использования унификации и стандартизации конструкций, типизации
технологических процессов и стандартизации технологического оснащения либо с
помощью механизации и автоматизации инженерного труда, например использования
САПР и др.
Механизация и
автоматизация инженерного труда связана с капитальными затратами на
приобретение соответствующей техники. В этом случае экономический эффект
определяется по формуле
(3.1)
где и – текущие затраты по i-й стадии
или этапу соответственно по традиционному и новому вариантам;
и –
капитальные затраты по i-й
стадии или этапу соответственно по вариантам;
n – число стадий или этапов подготовки
производства, по которым достигнута экономия;
Ен – нормативный коэффициент
экономической эффективности.
Вторая составляющая
эффекта (Э2) выражается в снижении себестоимости при освоении
изделий в результате проведения функционально-стоимостного анализа (ФСА). Этот
анализ улучшает параметры осваиваемой техники, вызванные ростом уровня качества
проектирования, а также повышением прогрессивности принимаемых технических
решений, которые косвенным образом способствуют сокращению сроков освоения и
уменьшению затрат.
Снижение себестоимости
при освоении новых изделий, возникающее в условиях использования ФСА в сфере
проектирования (заштрихованная площадь на рис. 3.3), определяется как
разность интегрированных функций.
, (3.2)
![](img/image174.png)
Рис. 3.3. Кривые
освоения новой продукции до и после проведения функционально-стоимостного
анализа
где S01 и S02 ─ начальные значения
себестоимости до и после проведения ФСА;
х0, хk ─ начальный и конечный номера
выпущенных изделий в период освоения выпуска;
х ─ порядковый номер
изготовленного сначала освоения изделия;
b1 и b2 ─ коэффициенты крутизны кривой освоения до и
после проведения ФСА;
индексы 1 и 2
соответствуют вариантам до и после использования ФСА.
Третья составляющая
экономического эффекта (ЭЗ) выражается в снижении
себестоимости продукции за счет условно-постоянных расходов, приходящихся на
одно изделие, вследствие увеличения выпуска новых изделий и за счет
условно-переменных (прямых) затрат, вследствие снижения трудоемкости в период
подготовки и освоения производства:
, (3.3)
где и ─ условно-переменные затраты на
единицу годного изделия в период подготовки и освоения по 1-му и 2-му вариантам;
─ условно-постоянные расходы
на запланированный объем выпуска изделий;
N ─ суммарное число выпущенных
изделий с начала и до конца освоения по 1-му варианту (равно порядковому
номеру);
ΔN ─ дополнительное количество
продукции, полученной при рационально организованном освоении выпуска
определяется по формуле.
, (3.4)
где и ─ продолжительность цикла
освоения соответственно без осуществления мероприятий, направленных на
ускорение освоения (нормальная), и при ускоренном освоении производства
(сокращенная).
На рис. 3.4
показано, что рост выпуска продукции N является функцией от времени Т.
Эта функция различна для разных циклов освоения производства NА = f1(ТН),
NВ = f2(ТН).
Эти функции изображены в виде линий А и В; заштрихованная
площадь, ограниченная линиями и плановым выпуском, соответствует
дополнительному количеству продукции, получаемому в результате ускорения
освоения производства.
Четвертая составляющая
экономического эффекта (Э4) от ускорения освоения новой
продукции – эффект, получаемый за счет производства и эксплуатации
дополнительного количества более производительной новой техники у потребителя.
![](img/image182.png)
Рис. 3.4. График
роста выпуска продукции
Годовая экономия в
процессе эксплуатации новой техники определяется по формуле
, (3.5)
где З1 и З2
– годовые приведенные затраты на единицу заменяемой и новой техники,
определяются по формуле
З = Сr + Ен К, (3.
6)
где Cr – себестоимость годовой эксплуатации
единицы продукции;
– годовые сопутствующие капиталовложения;
В1 и В2 – годовая производительность
заменяемой и новой техники;
– дополнительное количество новой продукции,
полученной при ускоренном освоении.
Экономия за весь срок
использования дополнительного количества техники в сфере эксплуатации
составляет
(3.7)
где –
срок службы техники, соответствующий установленному сроку ее амортизации.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Экономическое содержание и структура оборотных средств
- Организация производственного процесса в пространстве. Производственная структура предприятия
- Организация транспортного хозяйства предприятия
- Финансовая отчетность предприятия
Похожие материалы:
Виды экономических циклов и их причины
Виды ценных бумаг - ст.143 ГК РФ
Виды ценных бумаг
Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Виляние характера внешней среды на методы управления фирмой
Вина двух или более судов в
столкновении
|