Т.А.Фролова
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 3. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3. Анализ резервов роста объема производства
Резервы роста объема производства – это количественно
измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов
предприятия. Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за
счет каждого фактора (вида резерва).
1. Приращение продукции в результате создания
дополнительных рабочих мест:
,
где DN - приращение объема продукции; DМ - дополнительные рабочие места; В0
- среднегодовая выработка рабочего.
2. Приращение объема продукции от ввода нового
оборудования:

где DN - приращение объема продукции; n – количество единиц вновь вводимого
оборудования; T1фi - полезное время работы каждого вида
оборудования (машино-час); B0фi - выработка продукции за 1 машино-час каждого вида
оборудования.
3. Приращение объема продукции от ликвидации потерь
рабочего времени:
DN (Л.пот) = Тпот * В ,
где DN - приращение объема продукции; Тпот
- количество потерянных часов рабочего времени; В - среднечасовая выработка.
4. Приращение объема продукции от ликвидации потери
времени работы оборудования (рассчитывается аналогично п.3).
5. Приращение продукции от внедрения мероприятий по
совершенствованию технологии и организации производства и труда:

где DN - приращение объема продукции; T1i - время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования; B1 , B0 - выработка продукции до и после внедрения новых технологий.
6. Приращение выпуска продукции в результате улучшения
организации производства и труда (по трудовым ресурсам):

где DN - приращение объема продукции; DВч - прирост среднечасовой
выработки в результате улучшения организации производства и труда; T1å - количество часов, отработанное
всеми рабочими.
7. Приращение выпуска продукции от снижения норм
расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:

где DN - приращение объема продукции; Н1,
Н0 нормы расхода сырья и
материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия и по плану с учетом
предполагаемого внедрения этого мероприятия; p0 - плановая цена единицы сырья и
материалов; Q0 -
планируемый выпуск продукции.
По каждому направлению анализа проведем расчеты,
результаты которых поместим в таблицу 17. Проведенный анализ позволяет оценить
возможность предприятия по увеличению выпуска продукции. Как видно из таблицы
17, резервы роста выпуска продукции по каждому виду ресурсов неодинаковы: если
в результате расширения и лучшего использования трудовых ресурсов выпуск
продукции может возрасти на 216624 тыс. руб., то за счет средств труда – на
228000 тыс. рублей. Таким образом, реальное увеличение объема выпуска продукции
возможно только в объеме 228000 тыс. руб. Это означает, что часть трудовых ресурсов
будет использоваться неэффективно. Отсюда следует вывод о необходимости
расширения средств труда или о сокращении трудовых ресурсов.
Таблица 17
Резервы роста выпуска продукции

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Анализ разрыва (gap-анализ)
Анализ производственных возможностей фирмы в реализации идеи проекта - Новиков М.В. и др., 2001
Анализ производства и реализации продукции
Анализ ресурсов компании
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Анализ себестоимости продукции
Анализ себестоимости продукции
|