Т.А.Фролова
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 7. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ
1. Анализ себестоимости продукции
Обобщающим показателем себестоимости в промышленности
является себестоимость одного рубля товарной продукции:
где Ус - себестоимость 1 руб. товарной
продукции; С - себестоимость выпуска; Nт - объем выпуска; Qi - количество изделий в натуральных
показателях i-го наименования; ci - затраты или себестоимость одного
изделия; pi - цена одного изделия.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на
1 руб. товарной продукции оказывают 4 фактора первого порядка:
-
структура
выпущенной продукции;
-
уровень
затрат на производство отдельных изделий;
-
цены
и тарифы на потребленные материальные ресурсы;
-
цены
на продукцию.
Рассмотрим влияние факторов на примере анализируемого
предприятия. Данные для анализа представлены в таблице 37. Себестоимость
единицы продукции в целом по предприятию рассчитывается делением совокупной
себестоимости на количество продукции. Как видно по данным таблицы 38,
себестоимость единицы продукции возросла на 5,34 руб. На уровень себестоимости оказали влияние
структурные сдвиги в выпуске продукции (возрос удельный вес группы) и
себестоимость единицы продукции по каждому наименованию.
Таблица 37
Данные для анализа влияния объема, структуры продукции на
себестоимость единицы продукции
Усредненная себестоимость единицы продукции при
фактической структуре равна:
или
Таким образом, влияние структурных сдвигов на
себестоимость единицы продукции составит:
151,48 – 150,99 = 0,49
руб.
Влияние изменений в себестоимости единицы продукции на
усредненный показатель себестоимости составит:
156,33 – 151,48 = 4,85
руб.
Итого влияние: 0,49 + 4,85 = 5,34 руб. или 156,33 – 150,99 = 5,34 руб.
Алгоритм расчета влияния объема, структуры продукции и
себестоимости единицы продукции на совокупную себестоимость представлен в
таблице 38.
Таблица 38
Схема расчета влияния факторов на совокупную себестоимость
тыс. руб.
Для расчета влияния цен на себестоимость введем
дополнительные условия: индексы цен на сырьевой набор и услуги (таблица 39).
Таблица 39
Данные для анализа влияния цен и ресурсоемкости на
себестоимость
Изменение себестоимости единицы продукции под влиянием:
а) изменения цен на ресурсы и услуги составляет:
156,33 – 137,94 = 18,39
руб.;
б) ресурсоемкости:
137,94 – 151,48 = -13,54
руб.
Итого изменение себестоимости единицы продукции: 18,39
– 13,54 = 4,85 руб.
На изменение себестоимости всей продукции влияют:
1) цены ресурсов: 118030 – 103630,48 = 14399,52 руб.;
2) ресурсоемкость: 103630,48 – 114370 =
-10739,52 руб.
Таким образом,
рост себестоимости продукции обусловлен ростом цен на ресурсы и услуги при
снижении ресурсоемкости выпуска продукции. Результаты факторного анализа
себестоимости единицы продукции и себестоимости всей продукции объединим в
таблицу 40.
Таблица 40
Совокупное влияние факторов на себестоимость
Элиминирование влияния объема выпуска и цен на ресурсы
позволяет определить сумму относительной экономии или перерасхода затрат на
выпуск продукции. В данном случае достигнута экономия затрат в сумме 10369,57
руб. (369,95 – 10739,52) путем снижения ресурсоемкости выпуска продукции и
структурных сдвигов в ассортименте.
Для факторного анализа уровня себестоимости данные по
предприятию дополним индексами цен на изделия (таблицы 41). По данным таблицы
41 рассчитаем уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по
плану:
Таблица 41
Данные для анализа уровня затрат на 1 руб. товарной продукции
2. Уровень затрат в плановых ценах, пересчитанный на
фактический объем выпуска и структуру:
3. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции
фактический при плановых ценах на ресурсы и продукцию:
4. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции
фактический при плановых ценах на продукцию:
5. Уровень затрат фактический на 1 руб. товарной
продукции:
Расчеты сведем в таблицу 42.
Таблица 42
Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 руб. товарной
продукции
Себестоимость 1 руб. товарной продукции снизилась на
2,98 коп. Это снижение себестоимости вызвано положительным влиянием структурных
сдвигов в ассортименте (0,16 коп.), снижением ресурсоемкости продукции (9,01
коп.) и ростом цен на продукцию (6,22 коп.). Рост себестоимости 1 руб. товарной
продукции на 12,09 коп. обусловлен повышением цен на материальные, трудовые
ресурсы и услуги. Отрицательное влияние цен на ресурсы не возмещается ростом
цен на продукцию и единственным резервом роста прибыли является снижение
ресурсоемкости продукции.
Изучение структуры затрат на производство и ее
изменений за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ
статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап
анализа себестоимости. Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением
удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.
На примере нашего предприятия проведем анализ влияния
факторов на изменение прямых затрат (данные в таблице 43). Прямые затраты
зависят от следующих факторов:
-
изменения
объема выпуска продукции;
-
изменения
структуры;
-
уровня
затрат в себестоимости отдельных изделий.
Таблица 43
Данные для расчета влияния факторов на материальные затраты
Отклонение прямых затрат из-за изменения объема
товарной продукции рассчитывается путем корректировки базисных (плановых)
материальных затрат на темп изменения объема товарной продукции:
где DTN – темп прироста объема товарной
продукции.
Отклонение прямых затрат из-за изменения структуры
продукции определяется вычитанием из суммы плановых затрат, рассчитанных по
плановым нормам при фактических объеме и структуре товарной продукции, суммы
прямых затрат по плану и отклонения затрат за счет изменения товарной
продукции:
DСм (D) = 87920 – 85460 – 7708,49 =
-5248,49 руб.
Отклонение прямых затрат за счет изменения их уровня в
себестоимости определяется как разность между фактической суммой затрат и
суммой прямых затрат, рассчитанной по плановым нормам, фактических объеме и
структуре:
DСм (Z) = С1 м - См
(D) = 92150 –
87920 = 4230 руб.
Проверка:
7708,49 + (-5248,49) +
4230 = 6690 = 92150 - 85460.
Расчет влияния факторов на изменение прямых затрат
поместим в таблицу 44.
Таблица 44
Расчет влияния факторов на изменение прямых затрат
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Анализ себестоимости продукции
Анализ ресурсов компании (Арутюнова Д.В., 2010)
Анализ резервов роста объема производства
Анализ ситуации компании
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Анализ ситуации компании
Анализ ситуации компании
|