Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

В.А. Гончарук
Алгоритмы преобразований в бизнесе

Москва, 2001.

Предыдущая

1. Консультирование на российском рынке

1.3. Динамика консалтингового рынка

Последние несколько лет спрос на консалтинговые услуги в России постоянно рос и развивался качественно.

В начале перестройки, в эпоху приватизации первыми массированно вышли на рынок иностранные консалтинговые фирмы. В то время любые сколь нибудь упорядоченные управленческие технологии казались "ноу-хау", панацеей от ошибок и гарантией рыночного успеха. Главной заслугой этих консультантов стала установка ориентиров: как надо и как не надо работать на рынке. Рынок получил представление о западных стандартах обслуживания клиентов консультантами и одновременно - о неэффективности многих неадаптированных методик, особенно на этапе внедрения рекомендаций (например, создание работоспособных комитетов и комиссий, организация участия персонала в управлении почти всегда заканчивались неудачей). Возник некий неудовлетворенный спрос.

Чуть позже российские консалтинговые предприятия начали поставлять отечественному потребителю стандартный продукт с минимальной адаптацией в виде компьютерных и "бумажных" программ разработки бизнес-планов, постановки управленческого учета, написания должностных инструкций, и т.п. Несомненная их заслуга в популяризации консультационных услуг. Практически за два года иностранное слово "консалтинг" приобрело живой смысл оказания технологической помощи предприятиям для большинства российских предпринимателей. По выражению менеджера одной такой фирмы, он продавал "гамбургеры" от консалтинга, вполне определенного качества и по определенной низкой цене, что позволяло организовать продажи в масштабах "Макдоналдса". Стандартизованный адаптированный продукт помогал заказчику решать проблемы на уровне аспирина - снижал "головную боль", но не лечил конкретные болезни.

Знакомство с консалтинговым инструментарием сформировало у клиентов новые потребности. Кроме того, возник фактор моды: в столичных предпринимательских кругах к "шестисотому" мерседесу и личной секретарше полагались еще консультант и астролог. На этом этапе на консалтинговый рынок вышли кадровые и рекламные агентства, самостоятельные консультанты-специалисты, массово открывались небольшие консалтинговые фирмы. Некоторые крупные структуры поставили на поток "живое" консультирование: речь шла уже не о "гамбургерах", а "комплексных обедах" общепитовской столовой и "бизнес-ланчах" приличного кафе, что зависело от целей и стратегий фирмы, наличия в ней профессиональных "шеф-поваров". Перспективы развития консалтинга самые радужные, учитывая, что спрос привлек в отрасль действительно квалифицированных специалистов.

Кризис 1998 г. нанес направляющий удар консалтинговой отрасли. Слетела мишура моды, в условиях неопределенности предприниматели решали проблемы выживания, оставив развитие на потом. В августе закрылось и перепрофилировалось множество консалтинговых фирм. В декабре на рынок пришел новый заказчик - предприятия, выжившие в кризис, и предприятия, открывшиеся в кризис и бурно развивающиеся. Характер спроса качественно иной: установка "сделайте мне хорошо" сменилась пониманием, что именно и для чего надо сделать. С этого момента развитие консультирования приобрело более цивилизованную направленность.

Сегодня, в 2001 г., формирование консалтингового рынка далеко не закончено. Иностранные фирмы прочно занимают нишу международной сертификации и привлечения инвестиций. Несколько крупных российских структур конкурируют за массовый стандартизованный консалтинг. По аналогии с другими отраслями, через несколько лет можно ожидать деления 80% рынка между тремя-пятью высокотехнологичными (в "бизнес-ланчах") лидерами. Расширяется приход в консалтинг PR-структур, подразделений крупных холдингов, учебных организаций, растет количество вновь создаваемых фирм и индивидуальных консультантов. (Наш прогноз - до нескольких тысяч игроков рынка через 2-3 года только в Москве на 20% заказчиков). При поступательном развитии экономики спрос на консультационные услуги будет только расти, диверсифицируясь от стандартизованных массовых услуг до эксклюзивной работы "штучных" специалистов.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
Дилер <*> (Квалификационный справочник)
Дизелист плавучего бурильного агрегата в море
Динамика цен на продовольственные товары с Москве и Московской области
Дипломатические представительства и их функции (Батычко В.Т., 2011)
Дипломатические привилегии и иммунитеты



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру