В.Т. Батычко
Муниципальное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
Лекция 2: «Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества»
2.5. Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления — это обусловленные
природой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе
организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно
осуществляющих управление муниципальными делами.
Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления,
Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», других законодательных актах. Это
придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.
Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делятся
на конституционные или общие и иные.
К принципам местного самоуправления относятся:
1. Самостоятельность решения населением вопросов
местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).
- Самостоятельность
в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем
референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и
другие органы местного самоуправления.
- Местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
- Население
самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование
органов местного самоуправления.
- Законодательно
закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального
образования.
2. Организационная обособленность местного
самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие
с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст.
12 Конституции).
- Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
- Образование
органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного
самоуправления органами государственной власти и государственными должностными
лицами не допускаются.
- Являясь
властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с
органами государственной власти, другими муниципальными образованиями,
участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.
- Между
муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность.
- Должностные
лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.
3. Обеспечение деятельности местного самоуправления
необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).
- Самостоятельное
распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование,
утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности
наряду с другими формами собственности.
- Гарантирование
минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности,
установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации.
- Наделение
органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только
с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
- Компенсация
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти.
4. Многообразие организационных форм осуществления
местного самоуправления (ст. 131 Конституции) (организационные формы
осуществления местного самоуправления будут рассматриваться в отдельной теме
лекции) .
5. Гарантия права местного самоуправления на судебную
защиту (ст. 133 Конституции).
- Граждане,
проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица
местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о
признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов
органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и
должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и
общественных объединений.
6. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления перед населением.
- Ответственность
наступает не только за принимаемые решения, но и за действия.
- Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут
ответственность перед населением муниципального образования, государством,
физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
- Ответственность
перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и
условия определяются уставами муниципальных образований. Один из видов данной
ответственности — возможность отзыва населением депутата, члена выборного
органа, выборного должностного лица местного самоуправления.
- Ответственность
перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской
Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов,
законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования,
государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены
соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми
средствами.
- Ответственность
перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований.
7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
- Местное
самоуправление как деятельность в интересах населения.
- Осуществление
деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ
основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в
органы местного самоуправления, обращаться лично, направлять индивидуальные и
коллективные обращения в органы местного самоуправления, знакомиться с
документами и-материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
человека и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местного
самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).
8. Законность в организации и деятельности
местного самоуправления.
- Прокурорский
надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и
уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного
самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.
- Обжалование
в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного
самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц.
- Многообразие
форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных
лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления
и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав
муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного
самоуправления.
9. Гласность деятельности местного самоуправления.
- Обязательность
опубликования законов и любых нормативных актов.
- Обеспечение
возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления
всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих
их интересы, права и свободы.
- Обязанность
органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому
возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно
касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и
достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления.
- Обязанность
органов и должностных лиц местного самоуправления обязаны давать ответ по существу
обращений граждан в течение месяца.
10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности
местного самоуправления.
- Обязательное
наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований.
Коллегиальный порядок деятельности выборного органа. Гарантия коллегиальности —
требование кворума.
- Свобода
определения в уставе организации и деятельности иных органов местного
самоуправления.
11. Использование местных обычаев и традиций в
организации и деятельности местного самоуправления.
- Обращение
к местным обычаям и традициям, учет местных особенностей народностей,
проживающих на территории муниципального образования, при выборе моделей
местного самоуправления.
- Установление
и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении,
преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с
учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов
местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта
Российской Федерации.
- Обусловленность
организации и деятельности местного самоуправления историческими традициями,
которые привели к образованию на данной территории специфических институтов
самоуправления; составом населения (национальностей, общностей, коренных
жителей и т.д.); социально-экономическим развитием особых социальных групп со
своими интересами и потребностями; культурными традициями, отраженными в
наименовании муниципального образования (например, муниципальное образование
может иметь свою символику); иными местными традициями (например, проживание в
закрытых административно-территориальных образованиях).
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Принципы международного морского права
Принципы маркетинга (Баканов Г.Б.)
Принципы логистики
Принципы муниципального права
Налогообложение предприятия: Принципы налогообложения
Принципы определения доходов
|