В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах Таганрог: ТРТУ, 2005.
1. Теория государства
1.20. Механизм государства: понятие, структура и принципы функционирования
Механизм государства – это система специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляется государственное управление обществом и
защита его основных интересов. Механизм государства есть та реальная
организационная и материальная сила, располагая которой, государство
осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный
аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точна зрения,
согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов,
непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого
властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также
«материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция,
учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д.), опираясь на которые государственный
аппарат осуществляет свою деятельность.
Характерные черты механизма государства:
-
он представляет собой систему,
т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;
-
целостность его обеспечивается
едиными целями и задачами;
-
его основным элементом выступают
государственные органы;
-
он является той организационной и
материальной силой (рычагом) с помощью которого государство осуществляет
власть, достигает конкретных результатов.
Структура государственного механизма выражается в делении его на части в
зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви. В
разных государства действуют неодинаковые принципы разделения властей. В России
в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную.
Структура государственного механизма включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и
соподчиненности при осуществлении своих непосредственных функций.
Особенностью
государственных органов является то, что они обладают государственно-властными
полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые
связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих
решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства,
государственные комитеты, службы, губернаторы, администрации субъектов
федераций и т.п.);
2) государственные организации – это такие
подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые
призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства
(вооруженные силы, службы безопасности, полиции и т.п.);
3) государственные учреждения – это такие
подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за
исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную
практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной,
культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека,
поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз,
школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия – это такие
подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за
исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую
деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют
различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения
потребностей общества, извлечение прибыли (речь может идти о казенных заводах,
фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников),
специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по
своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий
они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности,
связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа
(депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лиц, занимающие
должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих
(помощники, консультанты, советники и др.); лица, занимающие должности,
учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий
этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений
аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в
государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие,
которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а
также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельность
государственного аппарата.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе
определенных принципов: 1) принцип представительства интересов
граждан во всех звеньях государственного аппарата; 2) принцип разделения
властей; 3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного
аппарата; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов,
их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы
государственной жизни в интересах населения страны; 5) принцип обеспечения в
обществе законности и правопорядка; 6) принцип демократизма в формировании и
деятельности государственных органов; 7) принцип сочетания единоначалия и
коллегиальности.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Механизм государства и его форма
Механизм антикризисного управления (Ланкин В.Е. и др.)
Методы экономического анализа
Механизм и задачи уголовно-правового регулирования
Коммерческая деятельность: Механизм регулирования и особенности проявления коммерческих интересов на товарном рынке
Механизм управления качеством
|