МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
4. Механизм антикризисного управления
Диагностика финансово-экономического состояния предприятия
позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в
зону неплатежеспособности.
К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий
можно отнести следующие:
1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий,
которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких
ценах;
2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной
продукции;
3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке
от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между
предприятиями;
4) дебиторская задолженность государства за заказанную,
но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом,
но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования,
охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;
5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда,
оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый
организм предприятия;
6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами,
продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;
7) неиспользуемые производственные, административные
и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также
превратились в финансовую нагрузку.
Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных
элементов (подсистем):
1. Диагностика финансового состояния.
2. Оценка бизнеса предприятия.
3. Маркетинг.
4. Организационно-производственный менеджмент.
5. Управление персоналом.
6. Финансовый менеджмент.
7. Антикризисная инвестиционная политика.
8. Антикризисное бизнес-планирование.
9. Организация ликвидации предприятия.
К правовым механизмам
антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление,
внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества
должника и проведения анализа его финансового состояния. При наблюдении временный
управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Финансовое оздоровление
вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно
с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд
утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового
оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться
утвержденный судом график погашения задолженности. Определение арбитражного
суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. В
ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия
с ограничениями.
Главная цель внешнего управления – финансовое оздоровление
должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при
помощи организационных и экономических мероприятий.
Срок конкурсного производства не может превышать один
год; суд может продлить этот срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного
производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном
для назначения внешнего управляющего.
Обязательным условием ведения мирового соглашения является
погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.
Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех
кредиторов и оформляется в письменном виде. В его тексте должны быть отражены
размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) сказано о
прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства,
прощением долга или иным способом, предусмотренным законодательством Российской
Федерации.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Методы экономического анализа
Нечисловая статистика: Методы шкалирования
Методы ценообразования
Механизм государства и его форма
Механизм государства: понятие, структура и принципы функционирования (Батычко В.Т., 2005)
Механизм и задачи уголовно-правового регулирования
|