В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах Таганрог: ТРТУ, 2005.
1. Теория государства
1.21. Орган государства: понятие, признаки, виды
Государственная власть осуществляется непосредственно через
государственные органы – организованную часть государственного механизма,
наделенными властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми
средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном
участке государственного руководства обществом.
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль
каждого элемента в системе государственного властвования, определить его
оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же
время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма,
выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то
есть явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами
и свойствами, что позволяет полнее выяснить его природу и назначение.
Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая
имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению
конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими
элементами государственного механизма.
Признаки,
отличающие государственный орган от иных организаций:
1.
Государственно-распорядительный
порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы
образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков,
акционеров, членов общественной организации), а по воле государства — на основе
распоряжения вышестоящего органа.
2.
Государственные органы занимают
строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной
стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой —
контролирует нижестоящие государственные органы.
3.
Государственные органы действуют
от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит
некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных
частных выгод, а на реализацию общего блага.
4.
Государственные органы наделяются
компетенцией. Компетенция — совокупность государственно-властных
полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия — права и
обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях
государства. Здесь мы наблюдаем определенное слияние прав и обязанностей, не
характерное для частных субъектов. Государственные органы вправе издавать
обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их
исполнения, контролировать, применять меры принуждения. Предметы ведения
(подведомственность) — круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении
которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.
5.
Каждый орган имеет внутреннюю
организационную структуру, го есть состоит из структурных подразделений, а
также штатное расписание — перечень должностей, распределение функций и
обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных
задач и функции государственные органы наделяются материально-техническими
средствами, финансируются из бюджета.
Виды государственных органов. Государственные органы многообразны. Они могут
подразделяться в зависимости от следующих критериев:
-
по порядку образования органы государства классифицируются на органы,
избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ,
законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими
государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
-
по форме реализации
государственной деятельности – на
законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные,
контрольно-надзорные органы;
-
по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные
органы;
-
по иерархии – федеральные, региональные, местные органы;
-
по характеру подчиненности - центральные органы и их территориальные структуры в
регионах (на местах);
-
по компетенции - Органы общей и специальной компетенции. Деятельность
первых носит универсальный характер, они отвечают за состояние территории в
целом. Это — президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные
органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены
компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например,
Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода
министерства и ведомства.
-
по срокам полномочий – на постоянные и временные;
-
по способу принятия решений - единоначальные и коллегиальные органы;
-
по правовым формам деятельности
– на правотворческие,
правоприменительные и правоохранительные.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Орган банковского надзора
Опытно-конструкторские работы (ОКР) - Ребрин Ю.И., 2000
Опыт организации НИОКР в глобальных японских компаниях
Орган дознания
Орган, возглавляющий забастовку - Трудовой кодекс
Орган, осуществляющий контроль и надзор в
сфере кредитной кооперации
|