Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

2. Основы теории государства и права

2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин

2.3.2. Механизм государства и его форма

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган — это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства.

Механизм государства — это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.

Обычно система государственных органов устанавливается конституцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

1.  Органы законодательной власти.

2.  Органы исполнительной власти.

3.  Органы судебной власти.

Все органы, составляющие механизм (аппарат) государства, должны действовать как единый слаженный организм.

От механизма государства следует отличать механизм функционирования государства. Под механизмом функционирования государства понимается совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т. е. всех его органов) в их взаимозависимости. Рассмотрение механизма функционирования государства позволяет выявить, что приводит в действие механизм государства, что объединяет органы государства, какие факторы способствуют или, напротив, тормозят реальное выполнение функций тем или иным органом государства.

Форма государства — это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную и конституционную (парламентарную).

Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские и  президентские.

Признаки парламентской республики:

1.  Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.

2.  Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.

3.  Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.

4.  Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1.  Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.

2.  Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3.  Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4.  Президент может одновременно являться главой правительства.

5.  Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1.  Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

2.  На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.

3.  Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности.

Признаки федеративного государства:

1.  Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации, которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство.

2.  Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3.  Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4.  Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1.  Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.

2.  Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций).

3.  Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4.  Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

5.  На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.

6.  Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.

7.  Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

Форма государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Понятие «политический режим» введено в 1940 г. политологом В. Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1.  Демократия предполагает наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2.  Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме.

3.  Граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4.  Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

Виды антидемократических режимов:

1.Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Механизм антикризисного управления
Методы экономического анализа (Фролова Т.А.)
Методы шкалирования
Механизм государства: понятие, структура и принципы функционирования
Механизм и задачи уголовно-правового регулирования (Батычко В.Т., 2010)
Механизм регулирования и особенности проявления коммерческих интересов на товарном рынке



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру