В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 17. Правовые основы рекламной деятельности
17.3. Понятие и виды ненадлежащей рекламы
Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее
содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных
законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе «О рекламе»
приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.
Недобросовестная реклама - это реклама, которая
дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит
некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит
честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием
физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.
В соответствии со ст.5 Закона «О
рекламе» недобросовестной признается реклама, которая:
- содержит
некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами,
которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- порочит
честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
- представляет
собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное
время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого
товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до
степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении
рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также
под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
- является
актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным
законодательством.
Недостоверной признается
реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о
преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами,
которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- о
любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и
дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях
применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия
или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке,
сроках службы, сроках годности товара;
- об
ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в
определенном месте или в течение определенного срока;
- о
стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других
условиях приобретения товара;
- об
условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
- о
гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
- об
исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства
индивидуализации товара;
- о
правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов,
гимнов) и символов международных организаций;
- об
официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов
или иных наград;
- о
рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта
рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
- о
результатах исследований и испытаний;
- о
предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого
товара;
- о
фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
- об
объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
- о
правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного
подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие
в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и
порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
- о
правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о
количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске
игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по
результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а
также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
- об
источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными
законами;
- о
месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица
могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам
в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
- о
лице, обязавшемся по ценной бумаге;
- об
изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида
информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем
употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы,
национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола,
языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц.
Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или
мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы,
национальную валюту.
Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о
производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его
честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой
нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном законодательством РФ, а также вправе требовать от рекламодателя
опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если
рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Заведомо ложная реклама - реклама, с помощью которой
рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит
в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не
осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может
присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не
являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования
специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Законодательством предусмотрены санкции и меры
ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной
деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания
рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине.
Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в
части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.
При установлении факта нарушения законодательства о рекламе
нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им
сроки произвести контррекламу. Контрреклама - это опровержение
ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею
последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с
использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности,
пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.
За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена
ответственность двух видов: гражданско-правовая и административная.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате
ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков,
включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного
опровержения ненадлежащей рекламы. Нарушение рекламодателем,
рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе
(ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение
административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Рассмотрения дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 (в ред. от 11.11.2010 г.).
Глава 3 Федерального закона «О рекламе» устанавливает также
специальные требования к рекламе отдельных видов товаров (алкогольной
продукции, табачных изделий, лекарственных средств, ценных бумаг и др.).
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках
Понятие и виды международных правонарушений (Батычко В.Т., 2011)
Понятие и виды международных организаций
Понятие и виды объектов авторских прав
Понятие и виды ограниченных вещных прав (Батычко В.Т., 2007)
Понятие и виды оценки
|