В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 17. Правовые основы рекламной деятельности
17.4. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы
Контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе
осуществляет федеральный антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная
служба РФ, которая наделена следующими полномочиями:
- предупреждает,
выявляет и пресекает нарушения законодательства РФ о рекламе, допущенные
юридическими и физическими лицами;
- возбуждает
и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
При этом антимонопольный орган вправе:
- выдавать
рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные
для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о
рекламе;
- выдавать
федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти
субъектов РФ, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания
об отменен или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству
о рекламе;
- предъявлять
в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы,
осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
- предъявлять
в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы
(контррекламе) в случае, предусмотренном (частью 3 статьи 38 Федерального
закона о рекламе);
- обращаться
в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в
части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе
ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных
актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
ненормативных актов органов местного самоуправления;
- обращаться
в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в
части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных
правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- применять
меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях;
- обращаться
в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на
установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения
рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе;
- выдавать
органам местного самоуправления муниципального района или органам местного
самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об
аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции;
- выдавать
предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению
телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований частей 3.1, 3.3
статьи 14 Закона о рекламе.
Сотрудники федерального антимонопольного органа (его
территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций
по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право
беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам
рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом
полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению
не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну,
причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его
территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.
Помимо государственных органов, контроль в сфере
производства и распространения осуществляют саморегулируемые организации в сфере
рекламы – объединение рекламодателей, рекламопроизводителей,
рекламораспространителей и иных лиц, создаваемые в форме ассоциации, союза или
некоммерческого партнёрства в целях представительства и защиты интересов своих
членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения
контроля за их выполнением. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О
рекламе» они имеют следующие полномочия:
- представлять
законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- участвовать
в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о
рекламе;
- обжаловать
в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной
власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного
самоуправления;
- применять
в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными
и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том
числе исключение из членов саморегулируемой организации;
- разрабатывать,
устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами
саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере
рекламы;
- осуществлять
контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации
в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил
профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований
профессиональной этики;
- рассматривать
жалобы на действия члена саморегулируемой организации;
- разрабатывать
и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в
саморегулируемую организацию;
- осуществлять
сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой
организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с
периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами
саморегулируемой организации;
- осуществлять
ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Государственный контроль за деятельностью
национальных объединений саморегулируемых организаций
Государственный контроль (надзор) за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права - Трудовой кодекс
Государственный кадастровый
учет лесных участков
Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства
Государственный лесной реестр - Лесной кодекс
Государственный мониторинг водных объектов
|