МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II.
МЕНЕДЖМЕНТ
1. Понятие, сущность,
закономерности, принципы и основные категории менеджмента
В общем виде управление предстает как определенный
тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых находится
в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Субъект
управления направляет объекту управления импульсы воздействия, регламентирующие
аспекты функционирования объекта управления (управленческие команды); объект
управления, получая управленческие команды, функционирует в соответствии с содержанием
данных команд. Условием управленческой связи являются не только возможность
вырабатывать управленческие команды, но и готовность эти команды выполнять.
В связи с этим следует различать наличие у работников необходимых каналов связи
и передачи информации, доступность необходимой техники управления (организационно-технические
аспекты управления.) и наличие у субъекта управления рычагов воздействия на
объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие
команды (мотивационный аспект). Механизм мотивирования должен, во-первых, обладать
действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления
и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления; во-вторых,
увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.
Одной из подсистем управления
является подсистема саморазвития системы управления, что отражает возникновение
в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию,
гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка
прогрессивных идей. Подсистема саморазвития управления является генератором качеств,
несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического
воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности
системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма,
посредством которого осуществляется развитие системы. Подсистема саморазвития
системы: 1) обеспечивает потребность системы управления в регулярном обновлении,
тесно примыкает
к информационно-поведенческой подсистеме системы управления; 2) обеспечивает развитие системы управления.
Развитие управления организацией является частью общего
поступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую роль играет
управление в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование
всегда задается общим направлением развития общества. Развитие управления –
это не разовые преобразования управления с целью достижения «наилучшего» состояния
управления, а непрекращающийся во времени процесс. Однако развитие управления происходит скачкообразно. Поэтому
оно преимущественно осуществляется путем сознательных и целенаправленных преобразований.
Следует отличать развитие управления от его совершенствования. Развитие управления
– это разворачивающийся во времени процесс его перехода из одного состояния
в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований управления
по определенному критерию характеристик системы управления. Для совершенствования
управления характерно сравнение состояния системы управления с наилучшим по
определенному критерию. Развитие управления и его совершенствование – это разноплановые
явления, более глубинным фундаментальным и, соответственно, определяющим среди
которых является развитие управления. Следует обратить внимание на следующие
факты: во-первых, состояние развития управления находится в сильной зависимости
от уровня развития производительных сил. Во-вторых,
все или подавляющее большинство подходов к решению проблем
развития управления связаны с отработанным в прошлом опытом решения аналогичных
проблем.
Развитие управления осуществляется в соответствии с определенной логикой, проявляющейся
через систему следующих принципов:
1) независимо от содержания, преобразование должно начинаться с преобразования
исходных целей, задающих построение управления;
2) необходимость и направленность развития преимущественно определяются
содержанием новых задач, возникающих перед организацией;
3) ограничительным фактором любого преобразования являются кадры:
люди не только приводят в движение, но и тормозят развитие, причем не
обязательно сознательно.
К основным категориям теории управления относятся:
система управления, субъект и объект управления, управленческие отношения, цели
управления, принципы и методы, функции, модели и технологии управления; стиль
управления; управленческое решение; эффективность и совершенствование управления.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Понятие, сущность и основные характеристики недвижимости
Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания (Батычко В.Т., 2009)
Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
Понятие, типы и факторы экономического роста
Понятие, формы и факторы интеграции - Проклин А.Н. Мировая экономика
Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации
|