В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
6.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания
Уголовное
судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального
права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных
лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц,
виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе
уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции:
обвинение, защита и разрешение уголовного дела.
К участникам
уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК
РФ относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган
дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец,
представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного
обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным
лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства
уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование имеет
властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением
конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер
процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и
интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что
человек, его права и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и
их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то
обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять
уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за
процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Под прокурорским
надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного
следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных
прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная
на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский
надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной
стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав
и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением
закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в
случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством
правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь
доказательственного значения.
Осуществляя надзор за соблюдением
законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве
руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:
1) обеспечить единый подход
к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного
следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
2) незамедлительно
реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной
деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем
признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения
(утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения
принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия,
проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении
уголовного дела);
3) в полной мере реализовать
важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших
от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб
и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав,
возмещению морального и материального ущербов;
4) обеспечить своевременность
и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого
сообщения о преступлении;
5) принять все возможные
меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
6) осуществлять надзор за
своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
7) установить действенный
надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и
уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями
уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления
о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или
уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора
доказательств и изобличения виновных.
Правовую основу прокурорского
надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют
Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные
правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены
приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189
«Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав
граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
Понятие, принципы и виды аудита (Батычко В.Т., 2011)
Понятие, признаки и виды юридических лиц
Понятие, сущность и основные характеристики недвижимости
Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента (Алесинская Т.В. и др.)
Понятие, типы и факторы экономического роста
|