МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
19. Факторы эффективности менеджмента
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки.
При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
– по разработке продукции;
– организации;
– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность
работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства,
творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения
(правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При
этом следует учитывать:
– личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная
позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный
и творческий потенциал, уровень образования);
– зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или
новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения,
решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться
индивидуально или в группе, давление сроков);
– организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное
и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения,
четкость путей информации и связи, степень контроля);
– условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального
обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности
и структуры).
Организация считается добившейся успеха, если она достигла
своей цели. Составляющие успеха организации включают в себя: способность к выживанию,
результативность и эффективность, практическую реализация принятых решений.
Выживание,
возможность существовать как можно дольше – первейшая задача большинства организаций.
Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать
бесконечно.
Результативность
управления –
это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления.
Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем
случае – организации. Эффективность – результативность экономической
деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением
полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов,
обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства
с применением ресурсов определенной стоимости.
Эффективность обычно можно измерить и выразить количественно,
потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная
эффективность организации называется производительностью. Производительность
выражается в количественных показателях.
Производительность на всех уровнях организации является критически
важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в
условиях конкуренции.
Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности
организаций; какие методы получения продукции будут использованы в организации;
какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать
рабочих в повышении производительности.
Основная проблема, которую необходимо преодолеть в управлении
организацией, рассчитывая на ее успех, состоит в том, что сложные организации
действительно сложны. Трудно представить себе, что происходит внутри самой организации
и между организацией и ее внешней средой, и даже чем занимаются менеджеры. Установление
общих, присущих всем характеристик, помогает сократить, уменьшить трудности
чрезвычайно сложной задачи управления организацией, сведя ее до масштаба, который
постижим для ума и восприятия. Обобщение позволяет нам увидеть работу руководителя
в целом и взаимодействие компонентов этой работы.
Задачи повышения эффективности управления связаны с принципиальными изменениями
в системе руководства предприятиями. Уменьшается роль государственной формы
собственности с ее административно-командной системой управления и возрастает
роль коммерческих структур с ее «горизонтальными» связями. Это требует новых
знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной
экономики.
На современных предприятиях, ориентированных на рыночные отношения, все
реже применяется линейная система управления с ее положительными сторонами:
простотой, ответственностью, действенностью, единоначалием, исполнительностью,
централизмом, где орган вышестоящий выполнял весь комплекс управленческих действий
по отношению к нижестоящему звену. Эту систему заменяет линейно-функциональная
система или различная комбинация систем управления.
К прогрессивным системам, обеспечивающим необходимую эффективность управления,
следует отнести функциональную систему, сущность которой состоит в том, что
функциональные службы управления специализируются по однородным видам деятельности:
планирование, маркетинг, конструирование, технология производства, нормирование
труда и т. д. В такой системе происходит ослабление централизации управления,
а это, в свою очередь, ведет к ряду нежелательных явлений (обезличка, многоначалие,
безответственность и т. д.).
На возникших в стране новых ассоциированных предприятиях российские менеджеры
стремятся к разумному сочетанию разных систем управления.
Основные показатели эффективности:
1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство
и реализацию.
2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия
к затратам на управление.
3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного
персонала.
4. Соотношение линейного и функционального персонала управления.
5. Финансовое положение предприятия (по ликвидности, по платежеспособности,
по эффективности использования активов, по эффективности использования
акционерного капитала, по прибыльности).
Качество работы любых систем, форм и звеньев управления, результативность
принимаемых решений, уровень организации планирования и оперативного руководства
требуют постоянного анализа, поскольку может случиться, что хорошо работающее
предприятие «вдруг» начинает давать сбои, терять покупателей, испытывать финансовые
затруднения и т. д. Причинами этого могут быть: неэффективное управление, разбалансированность
звеньев управления, некомпетентность управленческого персонала и др. Поэтому
необходим систематический анализ эффективности управления по нескольким направлениям
и показателям.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Факторы развития логистики
Факторы производства и концепция Хекшера-Олина - Проклин А.Н. Мировая экономика
Факторы и тенденции развития логистики
Факторы, влияющие на выбор типа предприятия
Факторы, влияющие на стоимость недвижимости (Татарова А.В.)
Факторы, влияющие на стоимость недвижимости
|