Г.Я. Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
5. Практические аспекты реализации
маркетинга инноваций
5.2. Обзор рынка маркетинговой
информации
Большинству маркетинговых исследований предшествует детальный
анализ рынка маркетинговой информации на предмет поиска источников информации
определенной достоверности и полноты отражения рыночных процессов.
Формирование рынка маркетинговой информации
началось в начале 60-х годов. До середины 60-х основными поставщиками на этом
рынке выступали службы новостей и агентства прессы. Несколько позже в этот
рынок включились информационные службы банков, различные научно-технические
общества и др. В начале 70-х появились базы данных, формируемые крупными
информационными службами, которые были тесно связаны с научно-техническими,
академическими, государственными учреждениями, кооперируясь с ними в сборе
информации.
В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой
совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже
и покупке информационных услуг, складывающихся между поставщиками и потребителями
информации.
Рынок маркетинговой информации можно условно подразделить на
следующие основные секторы:
– экономической информации;
– биржевой и финансовой информации;
– профессиональной и научно-технической информации;
– коммерческой информации;
– статистической информации;
– массовой и потребительской информации;
– заказных маркетинговых исследований.
Описание основных секторов рынка маркетинговой информации представлено
в табл. 5.5 [24].
Таблица 5.5
Описание основных секторов рынка маркетинговой информации
Сектор
|
Характеристика
|
Источники получения и формы представления
|
Экономи-ческая информация
|
Оперативная и справочная экономическая информация
и аналитические экономические обзоры
|
Основной формой представления являются
профессиональные базы и банки данных, печатные справочники
|
Биржевая и финансовая информация
|
Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах,
учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях и т.д.
|
Предоставляется специальными службами биржевой и финансовой
информации, брокерскими компаниями, банками и другими фирмами
|
Профессио-нальная и научно-техническая информация
|
Профессиональная информация для специалистов (юристов,
экономистов, инженеров и т.д.), научно-техническая (реферативные
научно-технические журналы, описание патентов и т.д.), справочная информация
в фундаментальных и прикладных областях науки
|
Предоставляется государственными службами, различными
коммерческими организациями, научно-исследов. учреждениями
В России важнейшим источником научно-технической
информации является Всероссийский научно-технический информационный
центр (ВНТИЦ)
|
Коммерческая информация
|
Информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям
их работ и выпускаемой продукции, о финансовом состоянии, деловых связях,
сделках, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д.
|
Представляется в виде электронных баз данных или
периодически обновляемых печатных изданий
|
Статис-тическая информация
|
Показатели, рассчитанные по совокупности компаний,
банков и других организаций, по определенным рынкам, географическим
и административным территориям и т.д.
|
Предоставляется чаще всего государственными статистическими
службами в виде различных статистических сборников как в печатном,
так и в электронном виде
|
Окончание табл. 5.5
Массовая и потребительская информация
|
Информация, рассчитанная на широкий круг пользователей,
(служб новостей и агентств прессы, информация о погоде, расписании транспорта
и т.д.)
|
Средства массовой информации, телекоммуникационные
сети, различные справочные издания для массового пользования (телефонные
справочники, справочники отелей и ресторанов и т.п.)
|
Заказные маркетинговые исследования
|
Информация, предоставляемая фирмами, которые выполняют
маркетинговые исследования по заказу клиентов
|
Маркетинговые исследования проводятся обычно специальными
коммерческими фирмами
|
За рубежом одними из самых полных и эффективных источников информации
считаются базы данных (БД) для профессионалов. Доступ к таким базам данных
позволяет во много раз повысить эффективность различных исследований, предоставляет
возможность практически мгновенно решать такие задачи, как поиск потенциальных
партнеров и инвесторов, изучение рынков товаров и услуг, сбор информации о
конкурентах и т.д.
Основными участниками рынка профессионально ориентированных
БД являются:
- производители информации - организации,
собирающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, издатели,
патентные бюро), а также специальные организации, занимающиеся обработкой
информации (отбор информации, загрузка в базы данных в виде полных текстов,
кратких рефератов и т.д.);
- продавцы информации - организации,
предоставляющие платный доступ к БД как посредством глобальных компьютерных
сетей (например, Internet), так и посредством собственных
онлайновых служб;
- потребители информации (подписчики).
Наиболее известными в мире продавцами информации являются фирмы
Questel-Orbit и Lexis-Nexis. Например, Questel-Orbit
имеет более 35000 подписчиков по всему миру и предоставляет информацию в области
интеллектуальной собственности (крупнейшая и наиболее полная в мире онлайновая
коллекция патентов по всем областям знаний) и бизнеса (информация о рынках
и финансах миллионов компаний всего мира).
Большую роль в сборе различной маркетинговой информации играют
телекоммуникационные сети, такие как Internet, Infonet, Tymnet,
Sprintnet, IBIS, EDGAR,
NSFnet, EVnet и др. Самой
известной и быстроразвивающейся является сеть Internet.
Посредством Internet можно найти статьи по различным
областям знаний, справочники, базы данных, техническую документацию, сведения
о конкурентах, информацию о состоянии рынков, макроэкономические данные, результаты
маркетинговых исследований и многую другую информацию [8, 10].
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Обзор моделей сбыта готовой продукции
Алесинская Т.В. Основы логистики: Обзор вариантов организации сбытовой деятельности
Обжигальщик эмали
Обзор рыночной ситуации и генерация идей
Алесинская Т.В. Основы логистики: Обзор систем управления предприятием
Обзор техники и видов планирования
|