Г.Я.
Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент:
тенденции, технологии, практика
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002
2. Теория системного подхода к инновациям
2.3. Инновации и теория фирмы
В соответствии с теорией фирмы Е. Пенроуз [11] компетентность
менеджмента и человеческие ресурсы контролируют пределы роста фирмы. В этом случае рост компетенции
менеджмента становится стратегической целью и справедливо утверждение: “Единственным устойчивым
источником конкуретного преимущества является способность к “обучению” [12].
Выявление дисбаланса в том, что фирма может делать и что ей требуется -- лучший путь стимулирования
обучения и расширения компетенции персонала фирмы. В частности, это становится особенно важным
при комбинировании внутренних созидающих знаний с внешними. Это важно и для управления рисками,
и для минимизации трансакционных издержек.
Полезно в этой связи определить три базовые функции фирмы в трех категориях:
1) размещение накопленных ресурсов (статика);
2) эксплуатация используемых ресурсов при входе в новые сферы деятельности (динамика
первого рода);
3) ускорение обучения и создание новых компетентностей (динамика второго рода).
Эти три функции являются центральными моментами трех различных теорий фирмы, а именно классической,
на базе ресурсов и на базе обучения. Реальная фирма осуществляет все три функции, но в долгосрочной
перспективе успех и рост фирмы зависит от ее способности создавать новые компетенции. Эти
три функции могут иметь различный вес в различных частях экономики. Там, где скорость изменений
растет драматически, третья функция становится центральной концепцией менеджмента. Следовательно,
и NBS и NSI -- подходы будут выигрывать от применения теории фирмы, которая основана на обучении
[7].
Заключая рассмотрение системного подхода к инновациям, как основополагающему
фактору в конкуренции, целесообразно отметить системную связь основных характеристик
такого подхода (рис. 2).
Рис.2. Современный системный подход к роли инноваций в конкуренции
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Инновации и теория фирмы
Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости (Ланкин В.Е. и др.)
Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции
Инновации туристских организаций
Инновационная практика глобальных фирм (Гольдштейн Г.Я.)
Инновационная составляющая стратегического доминирования компаний на мировом рынке
|