Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 3. РАЗРАБОТКА ТУРА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
5. Инновации туристских организаций
Инновация
(нововведение) – конечный результат новаторской деятельности,
воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, услуг),
внедренного в туристское обращение, нового или усовершенствованного
технологического процесса; нового подхода к социальным услугам. С коммерческих
позиций инновация - это экономическая необходимость, осознанная через
потребности рынка. Специфическим содержанием инновации являются изменения.
Инновационная
идея – это реально существующая возможность производства
оригинальных (уникальных) товаров и услуг или модификаций уже производимых
товаров и услуг.
Инновационная
деятельность – это деятельность по доведению
научно-технических идей, изобретений, новых организационных и управленческих
разработок до результатов в практическом использовании. В полном объеме
инновационная деятельность включает все виды научно-технической деятельности,
проектно-конструкторские, технологические, опытно-испытательные действия и
другие виды деятельности по освоению новшеств в оказании услуг, производстве и
потреблении. Как экономическая категория инновационная деятельность является
основой экономического развития. Предприниматель, создавая новшество, стремится
превзойти своих конкурентов и произвести что-то уникальное, новое. Как и всякая
другая деятельность в рыночных условиях, инновационная имеет цикличный
характер.
Основными
направлениями инновационной деятельности туристских организаций являются:
1)
использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг;
2)
внедрение новых услуг с новыми свойствами;
3)
использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся;
4)
изменения в организации производства и потребления традиционных
туристских услуг;
5)
выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг и товаров.
Использование
новой техники и технологий
Все ведущие
туристские фирмы России успешно пользуются компьютерной техникой и
специализированными компьютерными технологиями для делопроизводства, ведения
бухгалтерского учета и технологических операций с клиентами и
партнерами. Например, специализированный программный комплекс Voyage Office Pro
позволяет резко сократить время выполнения операций, а также производственную
себестоимость туристского продукта. Эта программа позволяет работать в
следующих режимах:
-
работа с клиентом при подборе тура и пакета услуг,
калькулирование индивидуального тура, бронирование услуг, заключение и ведение
договоров и других документов, учет оплаты услуг;
-
работа с партнерами по закупке услуг (гостиниц, транспортных
услуг и др.), формирование прайс-листов фирмы на основании условий контракта с
исполнителями услуг, по продаже пакета услуг фирмам-агентам, подготовке
стандартных и индивидуальных пакетов услуг, а также по контролю поступлений
заявок и оплаты от агентов и др.;
-
формирование баз данных, используемых для учета, анализа,
расчетов, составления документов и др.;
-
калькуляция туров с учетом всех особенностей их реализации;
-
получение данных анализа о результатах работы фирмы
(заполняемость, прибыльность рейсов, эффективность работы фирмы по направлениям
и др.).
Примером
перспективных инноваций в области новой техники для туризма являются работы по
созданию летательных аппаратов типа «термоплан», которые имеют уникальные
эксплуатационные и комфортные условия для экскурсий в малоосвоенные и
малодоступные регионы. Эффективность их эксплуатации по сравнению с
автотранспортом выше в 2-2,5 раза.
Внедрение
новых туристских услуг не просто желательно, но и необходимо как условие
выживания в конкурентной борьбе между туристскими фирмами.
Использование
новых туристских ресурсов
К туристским
ресурсам относятся природно-климатические условия, исторические,
социально-культурные и другие объекты (парки, заповедники, архитектурные
сооружения, памятники истории и культуры). Возрастающим спросом пользуются
религиозные памятники: соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры. Спрос
на эти ресурсы способствует развитию в России религиозного туризма.
Возникают туристские фирмы по организации религиозных и паломнических туров, а
также паломнические службы при монастырях, церквах и других религиозных
организациях.
Вовлечению
новых туристских ресурсов также способствует расширение географии туристских
маршрутов с традиционными услугами. Часто туристам показывают различные
объекты, первоначально созданные для других целей, но которые стали
достопримечательностью для данного района, что также приносит немалый доход.
Изменения
в организации производства и потребления туристских услуг
Одним из
заметных изменений в организации туристских фирм является направленность на
укрепление и расширение масштабов деятельности. Существуют туристские
фирмы-гиганты (корпорации), транснациональные по форме и монополии по сути. Их
создание происходит на добровольной основе, на условиях долевого участия в
деятельности или путем поглощения, слияния крупных и мелких фирм-операторов и
туристских агентств. Помимо оказания туристских услуг, фирмы-гиганты расширяют
свою деятельность в других сопутствующих областях. Они становятся владельцами
транспортных предприятий, предприятий питания, сети магазинов, банков,
страховых обществ и др.
Другим
примером организационных изменений в сфере туризма являются гостиничные цепи,
реализующие единую политику по продвижению турпродукта к потребителю,
согласованную с туроператорами.
Выявление
и использование новых рынков сбыта туристских услуг
Существуют
два метода сбыта турпродукта:
прямой
метод, предполагающий установление непосредственных
связей между туроператором и потребителем;
косвенный
метод, предполагающий использование посредников –
турагентств.
Большинство
туроператоров предлагают свои услуги рынку через турагентства (т. е. используют
косвенный метод), поскольку привлечение посредников приносит им определенную выгоду,
в том числе не отвлекает денежные средства от основного бизнеса. У посредников
большая эффективность в обеспечении широкой доступности туруслуг и доведении их
до потребителя, чем у туроператоров.
Но нередко
крупные туроператоры организуют собственную сбытовую сеть из принадлежащих им
турагентств. Подобная стратегия предполагает освоение новых рынков и получила
название прямого маркетинга. Это возлагает на туроператора ряд дополнительных
функции (выявление потенциальных потребителей, разработку сбытовых мероприятий,
создание дополнительных информационных систем и др.), а также приводит к
дополнительным затратам.
Выбор прямого
или косвенного метода сбыта решается по экономическому критерию «что дешевле»:
иметь собственную сеть агентов или пользоваться на комиссионных началах
услугами посредников – турагентств?
Экономический
критерий, ориентированный на коммерческий успех «в настоящем», не является
единственным и универсальным.
Коммерческая
стабильность фирмы-туроператора «в будущем» - это еще один критерий выбора
метода сбыта турпродукта. Этот критерий ориентирует на приобретение постоянной
клиентуры, которая обеспечивает стабильность. Отсюда и тенденция туроператоров
к расширению собственной сети турагентств или совмещению собственных функций с
функциями посредников. Новые технологии и техника позволяют осуществить такое
совмещение. Например, использование центров по обработке телефонных звонков,
выполняющих роль современных коммутаторов, позволяет обработать наибольшее
количество телефонных переговоров в «высокий сезон» и уменьшить затраты на эту
работу.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Инновации и теория фирмы
Инновации и теория фирмы (Гольдштейн Г.Я.)
Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
Инновационная практика глобальных фирм
Инновационная составляющая стратегического доминирования компаний на мировом рынке - Тычинский, 2006
Инновационная стратегия корпорации «Дженерал Электрик»
|