Г.Я.
Гольдштейн
Стратегические аспекты управления НИОКР
Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 244с.
4. Стратегические решения фирмы
и стратегия НИОКР
4.5. Влияние стратегии фирмы
на политику в области НИОКР
До сих пор мы рассматривали вопросы стратегической значимости
НИОКР, то есть выбора стратегических решений в области НИОКР как части общефирменного
стратегического выбора. Однако во взаимоотношениях стратегий всей фирмы и ее
сферы НИОКР есть и обратная линия – частные политики реализации НИОКР должны
в той или иной мере подчиняться общефирменной стратегии. Таким вопросом, например,
является выбор между собственной разработкой и освоением производства нового
для фирмы изделия и созданием альянса с фирмой, уже имеющей соответствующий
опыт в этой отрасли.
В [109] рассматривается подобный случай, и анализируются действия многих фирм
в области разработки и производства интегральных схем специального назначения
(application specific integrated circuils – ASICs). Выбор осуществляется между
стратегическим технологическим альянсом (обозначение в западной литературе Sas)
и поглощением и приобретением (M&As). То есть практически рассматривается
вопрос выбора между новым внутренним предприятием и стратегическим альянсом
(см. 3.6). Выбор между этими двумя альтернативными модами получения внешнего
источника новой технологии зависит, по крайней мере, от четырех факторов:
– Находится ли источник новой технологии дома или за рубежом?
– Имелись ли ранее подобные альянсы и имеется ли о них какая-либо информация?
– Этот выбор определяется наличием опыта фирмы в подобной технологии.
– Он зависит от отраслевых условий (например фазы жизненного цикла отрасли).
ASICs занимали 16% мирового объема продаж интегральных схем в 1994 г. Производство
ASICs – типичная наукоемкая отрасль; технология является движущей силой,
определяющей конкуренцию между фирмами, соотношение затрат на НИОКР и объема
продаж предельно высоко. Разработка, производство и сбыт ASICs требуют взаимодействия
между различными экономическими агентами: разработчиками, производителями, разработчиками
электронных систем, их производителями и продавцами.
Производители электронных систем обычно на рынке ASICs стремятся к вертикальной
интеграции. Это заставляет фирмы с меньшими объемами производства заниматься
разработкой и производством ASICs.
Большинство стратегических альянсов и активности в новом бизнесе путем поглощения
и приобретения в ASIC–отрасли по-видимому представляют собой стратегические
инструменты получения внешней технологии. В нестабильной наукоемкой отрасли
фирмы связываются с другими для того, чтобы получить новейшие технологии. Стабильные
стратегии не могут долго существовать, даже в крупнейших компаниях.
В теоретической части работы [109] сформулированы следующие гипотезы:
1. Внешний источник технологии получит форму М&As в случае домашних
внешних отношений и SAs - в случае интернациональных внешних отношений.
2. М&As положительно ассоциируется с внешними отраслевыми связями и
отрицательно с внутренним отраслевым партнерством. Противоположное наблюдается
для Sas.
3а. Чем больше число прошлых SAs между двумя фирмами, тем больше вероятность,
что дальнейшие взаимоотношения между ними будут в форме Sas, а не M&As.
3б. Чем больше число прошлых Sas между двумя фирмами, тем больше вероятность,
что дальнейшие взаимоотношения между ними будут в форме M&As, а не Sas.
4. Чем короче кратчайший путь между двумя компаниями в ранней SA-связи,
тем более они склонны сформировать новые альянсы и меньше шансов, что они предпочтут
деятельность M&A.
5. Чем (a) более испытана и (б) более выдающиеся фирмы ранее имели SA–связь,
тем менее они склонны быть приобретенными и тем более склонны быть приобретателями.
6. Так как Sas и M&As приходят волнами, которые растягиваются на несколько
лет, относительная частота Sas (или M&As) должна быть положительна по отношению
к такой же в предыдущий год.
7. Превосходство M&As над Sas будет возрастать во времени, когда отрасль
приближается к стадии зрелости.
Выборка для исследования включала 140 случаев M&As и 137 случаев Sas, которые
состоялись в период 1985–1994 годов. Данные структурировались в панель временных
рядов, вычислялись переменные во времени и постоянные ковариации, характеризующие
пару. Результаты обработки позволяют сделать следующие выводы:
1. Существование предыдущих альянсов между партнерами увеличивает шансы,
что один приобретет другого (гипотеза 3б);
2. Результаты не подтверждают аргумент рутинного поведения компаний (гипотеза
3а);
3. Однако непрямые взаимодействия в прежних связях по SA увеличивают вероятность
того, что фирмы прибегнут к SA (гипотеза 4);
4. Можно заключить, что ранее происшедшее непрямое взаимодействие создает
эффект повышения репутации и побуждает фирмы вступить в SA, а прямое взаимодействие
увеличивает вероятность последующего приобретения или перехода к стратегии раздевания.
5. Гипотеза 5 подтверждается.
6. Гипотеза 2 не подтверждается собранными данными.
7. Гипотеза 7 полностью подтверждается.
В заключение следует отметить, что присутствуют достаточно широкие срезы экономического
и управленческого плана в литературе Sas и M&As (только в [109] содержится
62 наименования). Однако в ней, как правило, обходится тема стратегического
выбора между двумя модами приобретения новой технологии. Исследования типа [109]
должны создать соответствующий мост. Исследование эмпирически подтвердило эффект
влияния прежних связей на текущий стратегический выбор между SA и M&A. Установлено,
что имеется относительно большее число M&As между фирмами, находящимися
в одинаковых экономических блоках (в одной стране). В то же время Sas превалирует
между фирмами, находящимися в разных экономических блоках.
Приверженность компаний к Sas и M&As не одинакова на разных стадиях жизненного
цикла отрасли. На ранних стадиях чаще встречается Sas, а по мере движения к
зрелости – M&As.
Следует отметить и ограничения исследования [109]. Во-первых, оно сфокусировано
только на отрасли, производящей ASIC, и требуется генерализация полученных результатов.
Во-вторых, в нем не делается различий между равными и неравными альянсами. Такая
дифференциация может существенно уточнить картину. Наконец, в исследовании не
использовалась информация о портфеле СЗХ фирм, ранее используемых технологиях
и других фирменных характеристиках. Тем не менее, исследование [109] на примере
наукоемкой отрасли показывает тесную связь и зависимость конкретных политик
НИОКР от концепций стратегического менеджмента фирм.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Влияние прямых инвестиций на страну базирования и принимающую страну
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. (Ланкин В.Е. и др.)
Влияние на рынок недвижимости социально-экономических факторов
Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы
Вместимость судна
|