МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский
и др.
Экономические отношения в настоящее время связывают национальные
экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического
поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность
и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают
национальную специфику.
Национальные особенности управления организацией важны для
менеджера по следующим мотивам:
– в настоящее время многие организации
активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия
могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии
с традициями, принятыми в их культуре;
– опыт зарубежных
компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи
с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных
стран;
– менеджер может
найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания
о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается
и обмена между предприятиями.
Понимание того, что
менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано
в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским
явлением, отражающим особенности американской картины мира.
США вполне можно считать страной, в которой в наибольшей степени
менеджменту обучают.
Американский менеджмент
характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени
характерно стремление к формализации управленческих отношений.
Для американского менеджмента очень характерно представление
о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя
определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые
были ему поставлены.
Европейский менеджмент отличается
от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это
достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает
с меньшими трудностями.
В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют
мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского
менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании,
поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное
изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.
Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента
американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и
компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность
может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций.
Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны,
чем в США.
На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная
культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой
войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего
– ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии
более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии
готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают
теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют
практику, которая только затем переходит в знания.
Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми,
а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под
человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих
действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически
не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной
для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность
японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание
уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит
все страны мира.
Польза японского опыта для российского менеджмента
заключается прежде всего в связи с мягкой
интеграцией лучшего, что было выработано
в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия «менеджер» одна
из самых популярных и, что даже более
важно, одна из наиболее востребованных.
Наука об управлении в России находится
на стадии становления. Существенные отличия касаются культуры – ценностей и
принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и
поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями
и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления
об управлении.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Влияние на рынок недвижимости социально-экономических факторов
Владение, пользование и распоряжение общим
имуществом супругов - Семейный кодекс
Владение, пользование и распоряжение
имуществом, находящимся в совместной собственности
Влияние прямых инвестиций на страну базирования и принимающую страну
Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Влияние стратегии фирмы на политику в области НИОКР
Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство
|