Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

3. Торговая политика

3.2. Влияние таможенного тарифа на потребителей, производителей и государство

Что же происходит после введения тарифа? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию свободной торговли. На рис. 4 представлен отечественный рынок автомобилей.

Рис. 4. Производство, потребление и импорт при свободной торговле:

- - - - мировая цена

Мировая цена показана горизонтальной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения автомобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле отечественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qd отечественное предложение равно Qs , а разница Qd - Qs покрывается импортом.

На рис. 5 показаны результаты введения двадцатипроцентного тарифа на ввоз автомобилей.

Тариф поднимает цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры готовы продать на внутреннем рынке любое количество автомобилей. Тариф поднимает и отечественную цену выше мировой. Это способствует росту отечественного производства. Отечественные фирмы увеличивают свой выпуск продукции от Qs до Q¢s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкуренты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дискриминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.

Со стороны спроса эта цена побуждает потребителей сократить их совокупные покупки автомобилей. В целом потребители будут покупать автомобилей меньше, но при этом больше у отечественных производителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qd до Q¢d потребление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.

На рис. 6 и в табл. 2 дается детальный расчет потерь и выгод от введения тарифа.

Потребители платят более высокую цену за товары, которые они продолжают покупать.

Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу товара. Умножив на количество Q¢d, мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ. Куда идут эти деньги?

Часть денег идет государству как доход от тарифа. Он равен импорту, умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют собой передачу средств (трансферт[3]) от потребителей государству.

Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может быть направлена на различные цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов государственных служащих.

Возросшие платежи потребителей частично идут также на увеличение прибылей отечественных фирм. Этот трансферт соответствует площади четырехугольника ECJL: фирмы получают более высокие цены за свой первоначальный выпуск продукции Qs и присваивают разницу между ценой и предельными издержками на прирост объема производства, вызванный введением тарифа. В этой прибыли заключаемся главная привлекательность тарифа для фирм. Однако обществу она не приносит чистой выгоды. Эта прибыль является скорее переводом доходов от потребителей к производителям.

Затененная область ЕIС (треугольник А) в действительности соответствует издержкам общества. Часть возросших платежей потребителей поддерживает неэффективное отечественное производство.

Неэффективность производства означает, что предельные издержки на производство единицы товара внутри страны превосходят цену покупки этого товара на мировом рынке.

Таблица 2

Потери (–) и выгоды (+) от введения тарифа

Потребители

Отечественные фирмы

Государство

Общество

Оплачивают доход от тарифа

– ЕIHF

 

Получает

тариф

+EIHF

0

Оплачивают прибыль фирмам

– ECJL

Получают

прибыль

+ECJL

 

0

Оплачивают

избыточные издержки отечественного производства

– EIC

 

 

– EIC

Теряют излишек потребителя

– FGH

 

 

– FGH

Итого

– LFGJ

+ECJL

+EIHF

– (FGH+EIC)

Суммарный избыток отечественных предельных издержек над мировой ценой (треугольник А) – это социальные издержки, вызванные тарифом. Ущерб от введения тарифа оплачивают потребители и общество, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

У потребителей появляются дополнительные издержки – область FGН (треугольник В). Это потеря излишка потребителя, вызванная снижением потребления с Qd до Q¢d. Предельная стоимость каждого дополнительного автомобиля для потребителей задается кривой спроса. Предельные издержки общества задаются мировой ценой. Когда предельная стоимость автомобиля превосходит предельные издержки, сокращение потребления является расточительством и увеличивает потерю излишка потребителя. Эти издержки общества аналогичны отходам в производстве. Затененные области А и В представляют таким образом чистые издержки общества от введения тарифа.



[3] Трансферт – это такая выплата, которую не обменивают непосредственно на товары и услуги

Предыдущая

Похожие материалы:
Влияние стратегии фирмы на политику в области НИОКР
Влияние прямых инвестиций на страну базирования и принимающую страну - Проклин А.Н. Мировая экономика
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы
Вместимость судна - Кодекс торгового мореплавания
Вместо заключения



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру