Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
4. Система управления предприятием
4.1. Сущность, цели и задачи управления предприятием. Основные функции управления
4.1.2. Понятие и классификация функций управления
Функции управления – совокупность объективно необходимых,
устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и
целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия. Основные
виды функций систем управления:
1)
макрофункции – выработка общей политики поведения системы
управления, обеспечение целостности системы, разработка дерева целей и
структуры системы управления, направлений ее развития, определение функций,
степени иерархичности и автономности подсистем управления, формирование
кадровой политики (особенно в отношении высшего менеджмента) и т.п.;
2)
общие функции управления – предварительное управление
(планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное
управление (организация, координация, регулирование и мотивация) и
заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3)
частные функции управления – организация работ по планированию и
прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства,
оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое
снабжение, экономический анализ и т.д.
Рассмотрим содержание
наиболее важных функций управления.
Функция целеполагания обеспечивает реализацию основного
принципа управления ─ системности, когда каждая подсистема управления
имеет особенную, главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью
вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества. Целеполагание есть
придание определенной направленности развитию объекта управления с целью
достижения конкретного результата. Поскольку управление является
целенаправленным воздействием субъекта управления на его объект, то, прежде чем
осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех
или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать
цели. Функция целеполагания как специфический вид управленческой деятельности ─
это процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта. В
управлении целеполагание выступает как предвосхищение конечного результата
управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие
процессы, осуществляемые персоналом управления. Функция целеполагания
реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления.
Планирование – это разработка и установление
руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его
развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного
предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является
центральной функцией управления производством.
Планирование является не
единовременным актом, а процессом, который не достигает завершения по двум
причинам. Во-первых, существует возможность бесконечно пересматривать ранее
принятые решения. Однако необходимо когда-то начинать действовать, и это
заставляет рано или поздно остановиться на каком-то варианте. Во-вторых, пока
ведется планирование, изменяется и система, для которой оно производится, и
окружающая среда, а все такие изменения учесть невозможно. Таким образом, планы
нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.
Существует несколько
методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический,
экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. По срокам
различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование.
Перспективное
планирование – основа стратегического управления предприятием. По содержанию
перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает
долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное предположение об
изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их
социально-экономических последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по
годам и целевые программы решения важнейших проблем. Предприятия прогнозируют
спрос и цены на различных сегментах рынка, конкурентоспособность зон
хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдают структурным
единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии, базовую
информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель такого
планирования ─ согласование различных направлений развития предприятия,
структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных
производств. В целом же процедура планирования может быть представлена
следующими основными стадиями:
а) создание исходной
информационной базы планирования, включая проведение предплановых аналитических
исследований, в т.ч. прогностического характера;
б) разработка проекта
плана и согласование его положений с заинтересованными органами (подразделениями,
сотрудниками);
в) корректировка проекта
плана с учетом замечаний и предложений, уточнение намечаемых мероприятий по
срокам, объектам и исполнителям; экспертная оценка плана (визирование
соответствующими руководителями);
г) утверждение плана.
Организация ─ функция управления, задачей которой
является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем
необходимым для его нормального функционирования: персоналом, материалами,
основными фондами, денежными средствами и т.д. Не менее важным содержанием
функции организации является использование совокупности приемов, способов,
направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами
хозяйственной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Основные
требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех
принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении
персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании
организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей
сотрудников и др.
Координация ‑ функция управления, обеспечивающая
регулирование отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления.
Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем выше
степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше
необходимость в координации. По своему характеру координационная деятельность
бывает:
-
превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;
-
устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в
системе:
-
регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей схемы работы;
-
стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности системы или
организации даже при отсутствии конкретных проблем.
Наряду с согласованием
деятельности подразделений предприятия координация также повышает надежность
взаимодействия с внешней средой.
Контроль ─ одна из функций управления, которая
представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения
за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также
проверки фактического состояния объекта управления. Контроль выполняет
следующие задачи:
-
обеспечение точного соответствия формы управленческого решения
содержанию его исполнения;
-
оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и управленческих
решений;
-
упреждение ошибок и просчетов в процессе принятия и реализации
управленческих решений;
-
выявление резервов и новых возможностей объекта управления;
-
повышение дисциплины и ответственности исполнения управленческих
решений;
-
совершенствование организационной структуры управления.
Посредством контроля
устанавливается обратная связь между субъектом и объектом управления. Она
позволяет выявлять допущенные отклонения от требований управленческих решений,
а также принципов организации и регулирования. В число функций контроля входят:
1.
Информационная. Субъект управления всегда и своевременно получает
сведения о состоянии дел, о процессе выполнения принятых решений и планов
организационной деятельности объекта управления.
2.
Аналитическая – оценка складывающейся ситуации, исследование проблем и
результаты прогноза изменений обстановки.
3.
Организационная. На основе контроля осуществляются необходимые меры по
корректировке задач и устранению выявленных недостатков.
По степени активности
воздействия на объект управления различают пассивный и активный контроль; по
временному параметру – предварительный, промежуточный и итоговый контроль; по
отношению к системе управления контроль может быть внешним и внутренним, в
зависимости от информирования проверяемых – внезапным и плановым.
Оценка результатов и
корректировка целей производится
на основании данных, полученных в результате реализации функции контроля и
учета. Данная функция представляет собой анализ хода и результатов,
экономической деятельности, оценка ее успешности и разработка управленческих
решений, устраняющих отклонения плановых значений от фактических ‑ это
может быть и пересмотр целей, и внесение изменений в задачи, которые следует
выполнить, чтобы избежать отклонений от плана и иные корректирующие
воздействия.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Формы и системы оплаты труда
- Оценка эффективности НИОКР
- Оплата труда рабочих
- Определение маркетинга. Процесс управления маркетингом
Похожие материалы:
Понятие и классификация следственных действий
Понятие и классификация принципов международного частного права (Батычко В.Т., 2011)
Понятие и классификация конституционных прав и свобод
Понятие и классификация функций управления
Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы (Батычко В.Т., 2010)
Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
|