Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
3. Организация и планирование производства
3.3. Техническая подготовка производства новых изделий
3.3.4. Освоение выпуска новых изделий
Организация перехода
предприятия на выпуск новой техники связана с решением ряда сложных проблем,
возникающих в процессе ее освоения.
Основными из таких
проблем являются:
1)
освоение выпуска более сложной продукции с более высокими техническими
параметрами и лучшими технико-экономическими показателями, чем у снимаемой с
производства (параллельно выпускаемой);
2)
возмещение повышенных затрат производства в период освоения новой
техники за счет ранее освоенной для обеспечения рентабельности работы
предприятия;
3)
повышение обоснованности плановых заданий и уровня организации процесса
освоения;
4)
поиски расширения областей применения новой продукции (поиски ниш на
рынке сбыта);
5)
подготовка и обеспечение производства работниками соответствующих
профессий и квалификации;
6)
организация системы кооперирования и материально-технического
обеспечения производства новой продукции;
7)
совершенствование организации разработки и производства специального
(нестандартного) оборудования и технологической оснастки.
Находясь на стыке науки,
техники и производства, процесс освоения производства (ОСП) обладает
двойственным характером. На этой стадии СОНТ реализуются, с одной стороны,
функции исследования и разработки (отработка конструкции изделия и технологии
его изготовления), с другой – непосредственно производственные функции
(развертывание выпуска новых изделий) в промышленном производстве. В обоих
случаях процесс ОСП оказывает значительное влияние на все экономические
показатели предприятия в связи с повышенными затратами труда, основных фондов и
оборотных средств.
Являясь переходным
процессом от стадии отработки изделия в опытном производстве к промышленному
производству, стадия промышленного ОСП характеризуется динамичностью
показателей и недетерминированностью работ, выполняемых в этот период (с каждым
очередным номером осваиваемого изделия резко меняется трудоемкость,
материалоемкость, себестоимость, процент выхода годной продукции).
Основной задачей в
комплексе организационных вопросов, решаемых в период ОСП, является
планирование предстоящего процесса освоения выпуска изделий. В силу большого
числа объективных и субъективных факторов, влияющих на характеристики освоения,
традиционные приемы планирования в этот период не обеспечивают необходимой
точности соответствия планируемых и фактических показателей производства.
Практика последних лет показывает, что нужны более совершенные методы
планирования, основанные на изучении закономерностей потребления трудовых,
материальных и денежных ресурсов в период освоения, а также методы
моделирования с широким использованием вычислительной техники при формировании
плана освоения и принятии организационно-технических решений. Научно обоснованное
планирование позволяет более эффективно распределять и использовать ресурсы,
выделяемые для целей ОСП.
Следует различать два
вида освоения выпуска новой продукции. Первый вид – освоение выпуска опытного
изделия (отработка изделия в опытном производстве – ООП). Второй вид – освоение
промышленного выпуска новой продукции (промышленное освоение). Оно заключается
в последовательном развертывании серийного или массового выпуска новой
продукции. Виды освоения отличаются целями, задачами, временем и местом
проведения (табл. 3.9).
Таблица 3.9
|
Особенности
процессов освоения
|
Отличительные признаки
|
Опытное освоение (ООП)
|
Промышленное освоение (ОСП)
|
Цель
|
Доказать и оценить экономическую возможность и целесообразность изготовления
нового изделия
|
Обеспечить достижение проектной мощности серийного
выпуска новой продукции
|
Задачи
|
Отработка воспроизводимости технологического
процесса изготовления новых изделий, приобретение опыта
|
Формирование производственных линий по выпуску
нового изделия. Создание производственных связей и системы обеспечения
выпуска новой продукции, обучение коллектива и т. д.
|
Время и место освоения
|
2-4 месяца
Опытный завод, производство, цех
|
1-3 года
Промышленное предприятие серийного или массового производства
|
В процессе проведения
промышленного освоения производства новой продукции выделяют два ответственных
этапа:
·
выпуск опытной партии;
·
выпуск установочной партии новых изделий.
В первом случае размер
партии небольшой – несколько изделий, смысл выпуска которых – окончательная
отработка конструкции нового изделия. Продукция из этой партии подвергается
различным испытаниям – на сжатие, удар, климатические испытания и т.п., по
результатам которых производится доработка новых изделий, новые выпуски опытной
партии и очередные испытания до тех пор, пока качественные параметры продукции
не будут соответствовать всем требованиям, отраженным в техническом задании на
техническую подготовку производства. В процессе изготовления опытной партии
осуществляется также проверка новых и наиболее ответственных технологических
процессов.
Установочная партия по
своим размерам соизмерима со сменно-суточным заданием выпуска новых изделий в
условиях их промышленного производства. Цель ее выпуска – проверка точности и
надежности технологических процессов при промышленной нагрузке на
технологическое оборудование и оснастку.
Эти два этапа необходимы
и с точки зрения подготовки кадров, получения ими определенных навыков и опыта.
Оформление акта о приемке
установочной партии новых изделий по существу означает освоение их
промышленного выпуска, хотя совершенствование и конструкции изделия, и
технологии, и организации производства не прекращаются до момента снятия этого
изделия с производства.
Закономерности
изменения издержек при освоении новой продукции
Начальный этап освоения
выпуска новых изделий характеризуется повышенными издержками. Причину этого
можно объяснить следующими факторами:
·
небольшой объем выпуска изделий, на который распределяется
условно-постоянные расходы, связанные с освоением;
·
повышенной трудоемкостью и станкоемкостью изготовления (из-за
постепенности отладки оборудования; неполной оснащенностью техпроцессов
специальным оборудованием и оснасткой; недостаточной опытностью рабочих и cпециалистов);
·
большим количеством переналадок (например, прессового
оборудования);
·
повышенным браком;
·
затратами на обучение персонала;
·
доплатами до среднего уровня зарплаты в период освоения и др.
По мере наращивания
объема выпуска новых изделий происходит и снижение издержек.
Динамичность процессов
освоения новой техники, вероятностный характер, а также другие причины и
особенности (отличительные признаки) создают определенные трудности при
планировании технико-экономических показателей (ТЭП) работы промышленного
предприятия. Для уменьшения степени неопределенности при формировании плана
производства новой техники необходимо изучать и учитывать изменения ТЭП в
динамике в период освоения.
Длительность периода
освоения определяется временем от начала приобретения навыков при выпуске
первых номеров изделий до достижения производительности труда и себестоимости
продукции на уровне выпуска серийных изделий. Качество процесса освоения
характеризуется скоростью снижения трудоемкости, материалоемкости,
себестоимости изготовления изделия, а оптимальность выбора режимов и качества
выполнения операции отражаются в динамике роста величины выхода годной
продукции.
Для изготовления единицы
изделия на каждой операции нормируются все основные виды затрат ресурсов.
Например, в машиностроении и электронной промышленности осваиваемые изделия, с
точки зрения учета затрат, условно разделяются на физические и годные. Термин
"затраты на физическое изделие" используется при нормировании затрат
без учета выхода годных изделий. Затраты на годные изделия означают затраты на
производство изделия с учетом технологических потерь, обусловленных уровнем
коэффициента выхода годных изделий. Чем выше коэффициент выхода годных изделий,
тем эти затраты ниже и приближаются к затратам на физическое изделие.
Из сказанного выше видно,
что качество воспроизведения технологии, выражаемое через коэффициент выхода
годных изделий, значительно влияет на потребление ресурсов (материальных и
трудовых). Знание динамики изменения выхода годной продукции в период освоения позволяет определить возможность ускорения освоения и с
достаточной точностью планировать затраты производства.
Возможные пути повышения
эффективности производства на стадии освоения приведены на рис. 3.10.
Рис. 3.10. Основные
направления получения экономического эффекта в процессе освоения новых изделий
Минимизация потерь тесно
связана с характеристикой наращивания выпуска, которая, в свою очередь, зависит
от снижения трудоемкости изделия в процессе освоения.
Для каждого конкретного
предприятия, которое характеризуется выпуском определенного вида изделий,
уровнем технологии, организацией и т.д., можно установить корреляционную
зависимость между суммарным объемом выпуска и его трудоемкостью на основе
статистических данных освоения производства раннее выпускаемых изделий.
Аналогичную зависимость можно установить и для суммарного объема выпуска и
себестоимости:
(3.26)
где Сi ─ себестоимость
(или трудоемкость) Qi-го
(или хi -го) изделия с момента начала выпуска;
С1 и a ─ себестоимость или
трудоемкость изготовления первого изделия, с которого считается начало
освоения;
Qi и x ─ порядковый номер изделия с начала
выпуска;
b ‑ показатель степени,
характеризующий крутизну кривой освоения (0,05-0,75) данного конкретного
предприятия.
Для удобства используют
систему прямоугольных координат с логарифмическими шкалами. Тогда функция
снижения себестоимости (трудоемкости) представляет прямую линию, тангенс
наклона которой соответствует показателю степени "- b", т.к.
log
y=log a ‑ blog x . (3.27)
При увеличении выпуска в
определенное число раз себестоимость (трудоемкость) осваиваемого изделия будет
изменяться тоже в определенное число раз. Принято определять величиной
коэффициента освоения (kос) то снижение себестоимости, которым будет
характеризоваться каждое удвоение выпуска.
Показатель степени "b"
и коэффициент освоения kос связаны между собой зависимостью:
b = log kос/log 2 . (3.28)
Например, коэффициенту
освоения kос = 0,7 будет соответствовать b @ 0,546; kос = 0,8 ‑ b @ 0,322; kос =0,9 ‑ b @ 0,152 и т.д. Практика показывает,
что для приборостроительных предприятий kос лежит в пределах 0,7¸0,9, а наиболее часто встречающийся равен 0,8.
Так, например, С10 = 1000 тыс.руб., начало освоения
считается с десятого изделия при kос = 0,8 и
С20 =800 тыс.руб.; С40 = 640 тыс.руб.; С80 = 512 тыс.руб..
Величины kос и показателя b зависят от факторов:
·
технических (конструктивных, тщательность испытаний и др.);
·
технологических;
·
материально-технических;
·
организационных;
·
субъективных.
Момент конца освоения
характеризуется конечными показателями хе или (или Qе)
и уе (Зе). Зная конечные достигнутые
значения величины себестоимости и величину "b" или kос, можно построить кривую освоения.
На рис. 3.11 приведены
кривые освоения, соответствующие коэффициентам kос = 0,9, kос = 0,8, kос = 07 для условно-переменных издержек.
Чем меньше kос (и соответственно больше показатель b), тем большие потери несет
потом предприятие на этапе освоения.

Рис. 3.11. Варианты
изменения условно-переменных издержек на стадии освоения
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Внутренняя и внешняя среда предприятия
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Организация поточного и автоматизированного производства
- Управленческий цикл
Похожие материалы:
Освобождение фрахтователя от ответственности за
убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна
Освобождение супруга от обязанности по
содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком - Семейный кодекс
Освобождение судом несовершеннолетнего
подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер
воспитательного воздействия
Освоение лесов
Оскорбление - КоАП
Оскорбление военнослужащего
|