Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем

Леса строительные цена купить строительные леса.

Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия, Менеджмент, Организация бизнеса

Экономика, организация и управление на предприятии
Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

1. Производственное предприятие – ведущее звено экономического развития страны

1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия

Внутрипредприятийнное управление и управление предприятием как субъектом рынка ‑ две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда предприятия (рис. 1.8) выступает как нечто заданное.

Внешняя среда предприятия

Рис. 1.8. Внешняя среда предприятия

Внутренняя среда предприятия является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой предприятие, сводятся к обобщенным характеристикам – прибыли и удовлетворении потребителей. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда предприятия, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

·        общее управление;

·        маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);

·        НИОКР;

·        производство;

·        финансы, бухучет и отчетность.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей организационной и производственной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности предприятия иллюстрируется схемой на рис. 1.9.

Внутренняя среда предприятия

Рис. 1.9. Внутренняя среда предприятия

Упрощенно внешняя микросреда предприятия показана на рис. 1.10 как система ее (предприятия) материальных, финансовых и информационных связей.

Основные факторы внешней макросреды предприятия

1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).

2. Экономическая обстановка:

-         состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность);

-         инфляция, дефляция;

-         политика цен;

-          кредитно-денежная политика и др.

Внешняя микросреда предприятия

Рис. 1.10. Внешняя микросреда предприятия

3. Социальные факторы:

-         глубина расслоения общества;

-         уровень доходов;

-         уровень безработицы;

-         социальная защита;

-         покупательная способность и др.

4. Законодательство:

-         налоги;

-         правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие);

-         защита прав потребителей;

-         законодательство по безопасности и качеству товаров;

-         законодательство по охране труда и технике безопасности;

-         законодательство по охране окружающей среды и т.д.

5. Научно-технические факторы:

-         ускорение  НТП;

-         рост ассигнований на НИР и ОКР;

-         технологическое развитие отрасли и др.

6. Природные факторы:

-         доступность (дефицит) сырья;

-         рост цен на топливо и энергию;

-         загрязнение окружающей среды.

7. Демографические факторы:

-         изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости);

-         возрастной состав населения;

-         миграция населения;

-         род занятий;

-         образование.

8. Факторы культурной среды:

-         культура;

-         субкультура и др.

Предприятие не имеет возможности существенно влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер предприятия переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление предприятием определяется двумя факторами:

-         параметрами внутренней среды;

-         характером внешней среды.

Особенностью современных тенденций развития промышленного производства является все увеличивающееся влияние второго фактора, который становится определяющим и по отношению к внутренней среде предприятия.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Франчайзинг как инструмент развития бизнеса
- Управленческий цикл
- Организация производственного процесса во времени
- Сущность организации производства

Похожие материалы:
Внутренний финансовый аудит
Внутренние установления религиозной организации - Трудовой кодекс
Внутренние морские воды и их правовой режим
Внутрифирменное предпринимательство
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2017, Консалтер.Ру