Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
2. РЕСУРСЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.6. Финансы предприятия
2.6.3. Прибыль и рентабельность предприятия
Прибыль. Эта важнейшая категория рыночных отношений обладает тремя
функциями:
1.) экономического показателя, характеризующего финансовые
результаты хозяйственной деятельности организации (предприятия);
2.) стимулирующей функции,
проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
3.) одного из основных источников формирования финансовых
ресурсов предприятия.
Прибыль – основной источник формирования доходной части бюджетов
разных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, социального
развития и роста благосостояния собственников.
В рыночной экономике одной из важнейших целей предпринимательской
деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности
участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому максимизация
прибыли – первостепенная задача финансовых менеджеров.
При
определении прибыли предприятия учитываются следующие элементы:
1)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
2)
Операционные расходы и доходы.
3)
Внереализационные расходы и доходы.
4)
Чрезвычайные доходы и расходы.
Для определения прибыли предприятия полученная ранее
прибыль от продаж корректируется по следующей схеме.
1)
Пп (прибыль от продаж).
2)
Операционные доходы (риск):
%
к получению (уплате),
доходы
от участия в других организациях,
прочие
операционные доходы.
3)
Внереализационные доходы (расходы).
= Прибыль до налогообложения.
- Налог на прибыль.
= Прибыль от обычной деятельности.
4)
Чрезвычайные доходы (расходы).
= Чистая прибыль.
Чистая прибыль остается в
распоряжении предприятия и служит для формирования различных фондов (резервный
фонд, фонд накопления, фонд поощрения).
В настоящее время
происходит разграничение между показателями прибыли, формируемыми в бухучете, и
показателями прибыли, исчисленными в целях налогообложения.
Прибыль является источником финансирования разных по
экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются
интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские
интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных
работников. Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно
распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и
бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для
акционерных обществ установлен обязательный порядок формирования финансового
резерва. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой
хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и
фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих
принципов:
1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
2) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего
субъекта, распределяется на накопление и потребление.
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства
зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов их
организации, их соответствия уровню производительных сил и производственных
отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и
потреблением должно быть состояние производственных фондов и
конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой
прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения
прибыли.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством
образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных
фондов – либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным
направлениям. В первом случае организация (предприятие) должна составить сметы
расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому
плану, а во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в
финансовом плане.
Фонд накопления используется на научно-исследовательские,
проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение
новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат,
связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего
производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся
расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате
процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость
продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов
учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления
вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав
которых входит хозяйствующий субъект, и др.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные
нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов
социально-бытового назначения, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта,
строительство объектов непроизводственного назначения, проведение
оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий
за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной
помощи, выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам за удорожания
питания в столовых и буфетах и т.п.
Резервный фонд. Финансовую устойчивость предприятия обеспечивает
резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят
первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к
страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность. В отличие от прибыли организации (предприятия),
показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность
характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – относительный
показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике
существует система показателей рентабельности.
Результаты деятельности
предприятия можно охарактеризовать с помощью показателя экономической
эффективности.
Экономический эффект
– это абсолютный показатель, который рассчитывается как разность между доходами
и расходами, обусловившими этот доход. К таким показателям относятся показатели
прибыли.
Однако показатели
экономического эффекта не дают представления о степени доходности предприятия.
Экономическая
эффективность – это относительный показатель, который соизмеряет полученный
эффект с затратами, которые обусловили этот эффект или с ресурсами, которые
были использованы для достижения этого эффекта.
Для оценки экономической
эффективности используются показатели рентабельности, которые можно
сгруппировать по трем основным направлениям:
1)
Рентабельность активов: ROA
=Соответствующие виды прибыли /
Соответствующие виды активов
2)
Рентабельность продаж: ROS
= Соотв. Виды прибыли / Выручка от
продаж
3)
Рентабельность капитала: ROI
= Соотв. Виды прибыли / Виды капитала
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной
продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей
реализованной продукции определяется как:
·
процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на
ее производство и реализации;
·
процентное отношение чистой прибыли к затратам на ее производство
и реализацию.
1.
Рентабельность
отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости и
определяется как процентное отношение цены реализации единицы продукции за
вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы продукции. Эти
показатели отражают эффективность затрат организации.
2. Рентабельность продаж можно определить
как:
·
процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от
реализации продукции;
·
процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации
продукции;
·
процентное отношение чистой прибыли к выручке от реализации
продукции. Эти показатели дают представление об эффективности ценовой политики
организации.
3.
Рентабельность
производственных активов определяется как:
·
процентное отношение валовой прибыли к сумме производственных
активов;
·
процентное отношение чистой прибыли к сумме производственных
активов.
Эти показатели характеризуют степень отдачи от
вложенных в производство активов.
4.
Рентабельность
вложений
определяется как:
·
процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества по
балансу;
·
процентное отношение чистой прибыли к стоимости имущества по
балансу;
·
процентное отношение выручки от реализации продукции к стоимости
имущества по балансу. Показатели характеризуют эффективность продаж на рубль
вложений в имущество организации;
·
процентное отношение чистой прибыли к стоимости собственных
средств по балансу организации, отражающее рентабельность собственного
капитала;
·
процентное отношение доходов от долговременных финансовых
вложений к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Этот показатель
отражает эффективность долгосрочных вложений.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа
финансово-хозяйственной деятельности, при принятии управленческих решений,
решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных
проектов. Они являются одним из индикаторов конкурентоспособности предприятия.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Бестарифная система оплаты труда
- Современные методы исчисления затрат и управление себестоимостью
- Франчайзинг как инструмент развития бизнеса
- Сущность организации производства
Похожие материалы:
Прибыль и рентабельность
Прибыль и доход предприятия (Фролова Т.А., 2009)
Прибыль бухгалтерская и экономическая
Прибыль как экономическая категория
Приватизация государственного и муниципального
имущества - ст.217 ГК РФ
Приведение в исполнение постановления по делу
об административном правонарушении
|