Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия, Менеджмент, Организация бизнеса

Экономика, организация и управление на предприятии
Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

2. РЕСУРСЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.5. Затраты и прибыль предприятия

2.5.3. Современные методы исчисления затрат и управление себестоимостью

Разделение затрат на постоянные и переменные может быть использовано не только для исчисления затрат и определения прибыли, но и для принятия управленческих решений в области планирования и прогнозирования себестоимости.

Переменные затраты (VC) – затраты, которые изменяются пропорционально объему выпуска продукции (например: прямые материальные и трудовые затраты).

Постоянные затраты (VC) – затраты не изменяются с изменением объема выпуска продукции или степени загрузки производственных мощностей (например: амортизация, арендная плата, оплата за телефон). Особенность исчисления себестоимости при таком разделении затрат заключается в том, что по отдельным видам продукции учитываются только переменные затраты. Постоянные затраты между отдельными видами продукции не распределяются и считаются затратами отчетного периода.

Рассмотрим пример: Предприятие способно выпускать 15 изделий в месяц при неизменных постоянных затратах. При этом переменные затраты на единицу продукции составляют 10 тыс. руб., а постоянные затраты – 60 тыс. руб. в месяц.

Определим стоимость единицы продукции в зависимости от количества изделий, выпускаемых в месяц (тыс. руб.).

Объем выпуска продукции в месяц (шт.) N

1

2

3

10

15

Переменные затраты на единицу продукции VC

10

10

10

10

10

Постоянные затраты на единицу продукции FC1

60

30

20

6

4

Себестоимость единицы продукции C

70

40

30

16

14

Анализ таблицы показывает, что с точки зрения деления затрат на постоянные и переменные себестоимость единицы продукции не является величиной постоянной и зависит от объема выпущенной продукции, что невозможно установить при разделении затрат на прямые и косвенные и исчислении себестоимости по статьям калькуляции.

Установленные соотношения можно интерпретировать графически:

Рис. 2.4. Изменение переменных затрат в зависимости от объема выпуска продукции

а) на весь объем выпуска продукции; б) на единицу продукции.

Рис. 2.5. Изменение постоянных затрат в зависимости от объема выпуска продукции

а) на весь объем выпуска продукции; б) на единицу продукции.

Зависимость между общими и на единицу продукции переменными (VC и AVC) и постоянными (FC и AFC) затратами и объемом выпущенной продукции в натуральном измерении (N) показана на представленных ниже рисунках.

Обобщая данные приведенных графиков можно отобразить зависимость себестоимости единицы продукции от объема выпущенной продукции.

Рис. 2.6. Изменение себестоимости единицы продукции в зависимости от объема выпуска продукции

В экономическом анализе постоянные затраты могут изменяться, но изменяются скачкообразно. Объем производства от N1 до N2 называется приемлемым диапазоном объемов производства или областью релевантности. Они характеризуют определенный объем производства, при котором существует устойчивая взаимосвязь между объемом производства, себестоимостью и прибылью.

Объем продаж, при котором выручка от реализации продукции полностью покрывает все затраты на производство этой продукции называется критическим объемом продаж (точка безубыточности). Рассмотрим пример: постоянные затраты предприятия составляют 20 000 руб. в месяц, переменные затраты на единицу продукции – 120 руб., цена реализации – 200 руб.

Определим критический объем продаж исходя из следующего соотношения: Прибыль от продаж равна разности между выручкой от продаж и переменными и постоянными затратами.

Величина P - VC – называется маржинальным доходом на единицу продукции.

(шт),

Графический способ:

ВП=6рх150=900

VC=4рх150=600

Nкр=200/(6-4)=100

Анализ различных ситуаций показывает, что изменение различных видов затрат по-разному влияет на изменение величины прибыли предприятия.

Пример: имеются данные по работе предприятия за определенный период:

Показатель

А

В

Всего

1. Объем продаж (тыс. шт.)

120

40

160

2. Выручка от продаж (PA=5p; PB=10p) (тыс. р.)

600

400

1000

3. VC (VCA=4p; VCB=3p) (тыс. р)

480

120

600

4. ДМ (тыс. р)

120

280

400

5. FC (тыс. р)

300

6. ПП (тыс. р)

100

Необходимо определить Nкр в натуральных показателях если бы мы выпускали бы только товар А, следовательно NА = 300000 /(5-4)=300 (тыс. шт.). NB = 300000/(10-3)=42860 (шт.).

При одновременном выпуске товаров А и В Nкр зависит от структуры производства (продаж), т.е. Nкр будет изменяться от NА до NВ в зависимости от удельного веса товаров.

А:В=3:1                      А=3В

В=30                                    А=90

При выпуске нескольких видов продукции для определения объема безубыточности можно использовать следующую формулу:

,

где К – доля отдельного вида продукции в общем объеме продаж.

При анализе «затраты – объем прибыли» используются следующие допуски:

- поведение общих затрат и выручки от продаж четко определено и линейно только в пределах от диапазона продаж (объема производства).

- все затраты можно разделить на постоянные и переменные;

- постоянные расходы зависят от объема производства только в пределах области релевантности;

- переменные расходы прямо пропорциональны объему производства;

- цена реализации не изменяется.

Сколько необходимо реализовать изделий для получения прибыли от продаж в размере 1200 р. Если: Нставки=40%, FC=2000 руб/мес, VC1=120 руб/шт;

Р1=200 руб/шт.

 (шт),

 (шт).

Пример: предприятие имеет следующие данные о финансовых результатах деятельности предприятия (за месяц). Затраты делим на постоянные и переменные.

ВП=120 т.р.                        VC=48 т.р.                            ДМ=72 т.р.

FC=60 т.р.                          ПП=12 т.р.

ВП=120 т.р=100%=1,0

VC=48 т.р=40%=0,4

ДМ=72 т.р.=60 %=0,6

FC=60 т.р

ПП=12 т.р.

S – критический объем продаж в стоимостном выражении.

(т.р.)

Разность ПS) называется запасом финансовой прочности и характеризует финансовую устойчивость предприятия.

ЗФП=120-100=20 (т.р.).

ЗФП=.

В мировой экономической практике запас финансовой прочности менее 30% является признаком повышенного риска деятельности предприятия.

По приведенным выше данным определить объем реализации, при котором прибыль будет составлять 10% и 20% выручки от продаж.

1)  (т.р.)

2) (т.р.)

ВП             150

VC            60

ДМ            90

FC            60

ПП            30

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Структура и процесс принятия управленческого решения. Риск при принятии решений
- Показатели эффективности использования основных средств
- Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Организация энергетического хозяйства предприятия

Похожие материалы:
Современные информационные технологии и маркетинговые исследования
Орлов А.И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты: Современное представление о математической статистике
Современное международное право
Современные методы оценки эффективности рекламы
Современные типы права и правовые системы (семьи) (Под ред. Баранов П.П., 2006)
Современные эконометрические методы



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру