Г.Я.
Гольдштейн
Основы менеджмента: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 1997. - 145 с.
18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
18.1. Роль фирмы в современном обществе
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям
фирмы и общества базировался на следующих положениях:
- "Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
- "Дело бизнеса - бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться
при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с
началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную
социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском
труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В
то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен,
фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического
влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля
деятельности фирм (см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим
направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной
платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - "генератор богатства"
общества (рис. 62):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на
капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные
сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы,
кто и как их регулирует и контролирует.
Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма
- "генератор богатства")
18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом
должен охватывать три основных направления:
- анализ целей,
- анализ ограничений,
- анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.
Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать
основные группы, действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1).
Таблица 18.1
Основные группы, влияющие на фирму
Группа
|
Ожидаемые от фирмы результаты
деятельности
|
Общество в целом
|
Экономический рост.
Поступления от налогов.
Уравнивание власти.
Уравнивание доходов.
Сохранение окружающей среды.
Сохранение природных ресурсов.
|
Местная община
|
Ее благосостояние.
|
Держателей акций
|
Рост стоимости акций.
|
Кредиторы
|
Рост доходов.
Стабильность доходов.
|
Потребители
|
Справедливые цены.
Обеспеченность выбора.
Удовлетворение потребностей.
|
Менеджеры
|
Рост доходов.
Профессиональный интерес
|
Работники наемного труда
|
Занятость, уровень оплаты, досуг.
Условия труда, удовлетворение от работы.
|
Поскольку интересы групп, действующих в "поле
сил" фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными,
то необходим анализ такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной
стратегии (табл.18.2).
Таблица 18.2
Баланс "поля сил" для типичной
американской практики
Группы-оппоненты
Группы, выдвигающие предложения
|
Менеджеры
|
Лица наемного труда
|
Профсоюзы
|
Держатели акций
|
Местные органы власти
|
Прави-
тельство
|
Коалиция
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
За
|
Против
|
Менеджер
|
+
|
+ -
|
- - -
|
+ + +
|
-
|
- - -
|
1, 4, 2
|
2, 3, 5, 6
|
Лица наемного труда
|
+ -
|
+
|
+ +
|
0
|
0
|
+ + +
|
2, 3, 6
|
|
Профсоюзы
|
- -
|
+ +
|
+ + +
|
0
|
0
|
+ +
|
2, 3, 6, 5
|
1, 4
|
Держатели акций
|
+ +
|
-
|
- - -
|
+
|
0
|
- - -
|
1, 4
|
2, 5, 6
|
Местные органы власти
|
+ -
|
+ +
|
0
|
0
|
+ +
|
+ +
|
1, 2, 3, 5, 6
|
|
Правительство
|
- - -
|
+
|
+ +
|
0
|
+
|
+ + +
|
2, 3, 5, 6
|
1, 4
|
Примечание: количество одноименных знаков означает
относительную силу давления.
Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению
к обществу, согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис.63.
Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую
стратегию. Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:
- осуществить идеологическую переориентацию на действия в социальной среде,
- расширить систему информации на социально - политическую область,
- научиться понимать политические процессы и политическое поведение,
- создать инфраструктуру для политических действий,
- учесть социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений,
- соответствующим образом отразить все это в структуре управления фирмой.
Рис. 59. Выбор предпочтительной стратегии
Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое
значение, однако приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности
фирмы (рис. 64).
Рис. 60. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной
ответственности
18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственного
регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные
формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса,
происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании
государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской
деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное
функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны
в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство
каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном
этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно
к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.
Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям,
между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет
особенности в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования
входят:
- разработка, принятие и контроль законодательства,
обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих
издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности
предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением
правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой,
налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной
политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию,
сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного
регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового
законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения
уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики
в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести
в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном
регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных
отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию
отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных
видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства
гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях
экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной
политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании
спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования
внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях
экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий,
направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие
новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение
эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса
на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме
регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской
деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных
направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию.
Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы
отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы
государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных
отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию
традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном
этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается
на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный
капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства
к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики
направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности,
по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас
нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность
продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение
унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности
продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются
меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции,
налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования
является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни
патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно
умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской
деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь
на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет
государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес
не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства
из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного
кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов,
меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской
импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу
обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования
- разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Финансы предприятия
Финансы и контроль маркетинга (Ланкин В.Е. и др.)
Финансы и контроль маркетинга
Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли
Фирменное наименование - ст.1473 ГК РФ
Фискальная политика государства
|