Арутюнова Д.В.
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
7. Стратегический анализ: внутренняя среда
7.2. Анализ ключевых компетенций и конкурентных преимуществ компании
Ключевые компетенции обеспечивают
прочную конкурентную позицию компании и уровень прибыльности выше среднего по
отрасли. Ключевые компетенции определяются исходя из конкурентных возможностей
и ресурсов компании и позволяют сформировать конкурентные преимущества. Пирамида
формирования конкурентного преимущества представлена на рис. 7.1.
Логика процесса
включает в себя следующие этапы:
1) организация,
обладая определенным уровнем ресурсов, развивает способности к деятельности,
что сформирует возможность;
2) по мере приобретения опыта возможность
трансформируется в компетенцию - совокупность навыков, знаний,
ноу-хау, ресурсов и технологий отдельных функциональных направлений;
3) уникальная
компетенция создает основу для конкурентного преимущества, когда ее замечают
потребители.
Рис. 7.1.
Формирование конкурентного преимущества компании
Рассмотрим отдельные составляющие пирамиды.
1. Ресурс
создает конкурентное преимущество, если:
- трудновоспроизводим,
- имеет возможность длительного пользования,
- обладает превосходством,
- обладает устойчивостью к нейтрализации.
2. Ключевые компетенции имеют следующие особенности:
- компетенция шире технологии или одной
составляющей ключевой характеристики;
- компетенции редко опираются на опыт или
деятельность одного направления (чаще возникают как результат синергизма);
- формирование и совершенствование компетенций –
задача высшего руководства;
- для превращения ключевых компетенций в
преимущества, необходимо вложить в их создание больше, чем конкуренты;
- компетенции должны быть достаточно широкими и
гибкими;
- ключевая компетенция обеспечивает
конкурентное преимущество лишь в том случае, если является уникальной по сравнению с аналогичной
компетенцией конкурентов.
Выделяют три категории
ключевых компетенций:
- отработавшие – взяты
на вооружение основными конкурентами и превратились в отраслевые стандарты (являются
обязательным условием выживания на рынке);
- неперспективные – в
данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать
широкодоступными;
- устойчивые – могут служить
основой для формирования стратегии компании.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Анализ кадровой ситуации в регионе
Анализ использования рабочего времени (Фролова Т.А.)
Анализ использования основных производственных фондов
Анализ конкурентных сил. Пять сил Портера
Анализ ликвидности баланса (Фролова Т.А.)
Анализ материальных ресурсов предприятия
|